ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5315/2021 от 30.09.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-5315/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 30 сентября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Деловой Альянс" ФИО1 на вступившее в законную силу постановление судьи Ногинского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Деловой Альянс" (далее – ООО "Деловой Альянс", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Ногинского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 года ООО "Деловой Альянс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа одной второй размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения – 2 519 315 рублей, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества ФИО1 просит об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы в соответствии с частью 1 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

В соответствии со статьями 104 и 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом путем предоставления декларации на товары, предоставления документов, на основании которых заполнена декларация на товары, предоставления декларируемых товаров и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.

В соответствии со статьей 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан, в числе прочего, произвести таможенное декларирование товаров (подп. 1 пункта 2); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных названным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подп. 2 пункта 2); предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа (подп. 3 пункта 2).

В силу пункта 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.

Как усматривается из материалов дела 27 января 2020 года на склад временного хранения (далее - СВХ) ООО "Северная звезда А&П", находящийся в зоне деятельности Коломенского таможенного поста Московской областной таможни, в адрес получателя ООО "Деловой Альянс" по транспортным и коммерческим документам на автотранспортном средстве, принадлежащем транспортной компании "SERGORUS" (Узбекистан), поступил товар.

27 января 2020 года на данную партию товара ООО "Деловой Альянс" подало электронную декларацию на товар (далее- ДТ) N , в которой заявлены сведения о 10 товарах, а именно: 1) заготовки верхней части обуви, прикреплённая к основной стельке без подошвы (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 41800 пар; 2) части для изготовления обуви из текстильных материалов (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 48260 пар; 3) внутренние вкладные стельки не ортопедические (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 50654 пары; 4) краситель для окраски полиуретановой подошвы обуви (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 64 ведер; 5) краситель для окраски полиуретановой подошвы обуви (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 5 ведер; 6) силиконовая смазка для пресс-форм (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 4 бочек; 7) изделия из картона для придания и удержания формы обуви (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 310000 пар; 8) шнурки для обуви из синтетического текстильного материала (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 27650 пар; 9) пресс-формы на 2 штуки (пары) для литья подошвы обуви (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 3 пар; 10) супинатор обуви (код ТН ВЭД ЕАЭС ) в количестве 19400 пар.

В ходе проведения таможенного досмотра товаров в соответствии с профилем риска N 20/10013/29122020/081463(1), выявленного при таможенном контроле декларации на товары, по поручению на досмотр в объеме 100% с выборочным взвешиванием товара, установлено, что часть товара не задекларирована в представленной ДТ, а именно: заготовки верхней части обуви, прикрепленные к основной стельке в количестве 40813 пар; бумага в листах размером 66x30см в количестве 30 пачек весом брутто 302 кг; ветошь обтирочная хлопчатобумажная в лоскутах размером 48x180см в количестве 12 мешков весом брутто 600 кг и пресс-формы на две штуки (пара) для литья подошвы в количестве 13 штук.

Согласно заключению товароведческой оценочной экспертизы Восточной торгово- промышленной палаты Московской области N 112-20-0034 от 31 июля 2020 года рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, на момент совершения административного правонарушения на внутреннем рынке Российской Федерации составляет 5 038 630 рублей.

Таким образом, часть товара, представленного в составе указанного транспортного средства, в нарушение требований статей 84, 104, 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не задекларирована и не помещена под таможенную процедуру.

То обстоятельство, что при подаче декларации на товары Обществом не были задекларированы товары, подлежащие обязательному декларированию, послужило основанием для составления должностным лицом таможенного органа в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением судьи городского суда к административной ответственности, установленной данной нормой.

Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Деловой Альянс", вынесенным 07 февраля 2020 года старшим государственным таможенным инспектором Коломенского таможенного поста (т.1 л.д. 1-6); актом таможенного досмотра (осмотра) N 10013080/040220/000084 от 31 января 2020 года и фототаблицей к нему; декларацией на товары N 10013160/270120/0031644 (т. 1 л.д. 30-34); протоколом об изъятии вещей и документов от 07 февраля 2020 года (т. 1 л.д. 35-38); актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 07 февраля 2020 года (т. 1 л.д. 39); контрактом на поставку товара N DA/P-001/03.12.2018 от 10 декабря 2018 года, (т. 1 л.д. 44-54); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07 февраля 2020 года (т. 1 л.д. 104-106); протоколом об административном правонарушении N 10013000-000582/2020 от 07 мая 2020 года (т.2 л.д.187-198); заключением товароведческой оценочной экспертизы N 112-20-0034 от 31 июля 2020 года (т.3 л.д.70-94) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а довод о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемый судебный акт, является несостоятельным.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ООО "Деловой Альянс" правильно квалифицировано по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемый акт, судья городского суда счел, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ним грузовые операции.

Между тем, объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО "Деловой Альянс" всех возможных и зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, в том числе воспользоваться своим правом в части предварительного осмотра и проверки товара перед подачей ДТ сделано не было.

Таможенное декларирование незадекларированных в установленном порядке товаров осуществляется путем внесения изменений в ранее зарегистрированную декларацию на товары либо подачи новой декларации на товар.

В соответствии со статьей 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 названного Кодекса, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы.

При этом, изменение (дополнение) сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений об иных товарах, чем товары, которые были указаны в этой зарегистрированной таможенной декларации.

Вопреки доводам жалобы о подготовке заключения эксперта после окончания административного расследования, в связи с чем оно не могло быть принято судом во внимание, указанное дело находилось у должностного лица таможенного органа в период принятия его к рассмотрению.

Правомочие органа или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, на назначение экспертизы в случае возникновения необходимости в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле предусмотрено частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В дальнейшем в соответствии с положениями части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо таможенного органа, к которому поступило дело об административном правонарушении, на основании определения от 10 сентября 2020 года передало его на рассмотрение судье.

Фактически доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущей судебной инстанции, они не опровергают наличие в деянии Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановления.

Несогласие защитника Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судьей городского суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ООО "Деловой Альянс" в пределах санкции части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Ногинского городского суда Московской области от 5 февраля 2021 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Деловой Альянс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Деловой Альянс" ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Г.К.Шамшутдинова