ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5316/2022 от 29.07.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 73MS0033-01-2021-005900-28

№ 16-5316/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 июля 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» Тузова Александра Александровича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 27 декабря 2021 года, решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 27 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года, акционерное общество «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее по тексту – АО «ГНЦ НИИАР», общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений частим 2 статьи 4.4 названного кодекса в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с требованиями частью 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное и мирное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно пункту 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 годаЫ 583 (далее - Правила эксплуатации ЗС ГО), статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений защитного сооружения гражданской обороны, заверенных органом технической инвентаризации.

В силу пункта 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно- технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что в период с 4 по 15 октября 2021 г. на основании решения заместителя начальника Главного управления МЧС России по Ульяновской области – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО1 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ГНЦ НИИАР» по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, шоссе Западное, дом 9, в ходе которой выявлены факты невыполнения обществом обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны.

Как установлено судебными инстанциями, АО «ГНЦ НИИАР» допущено невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, а именно: отсутствует план проведения технического обслуживания №1 технических средств оповещения; отсутствует план проведения технического обслуживания №2 технических средств оповещения; введенные в эксплуатацию технические средства оповещения ЛСО не заносятся в книгу учета технических средств оповещения; результаты технического обслуживания №2 со значениями измеренных параметров на занесены в формуляры (паспорта) технических средств оповещения; техническое обслуживание №1 не проводится с периодичностью, установленной эксплуатационно-технической документацией на технические средства оповещения; результаты проведения технического обслуживания №2 не оформлены актом; в ходе оценки технического состояния систем оповещения населения не проверяется наличие и соответствие планирующих документов эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) технических средств оповещения, соответствие и полнота выполнения эксплуатационно-технического обслуживания: в организации отсутствует план проведения ТО-1 и ТО-2, в формуляры (паспорта) не заносятся сведения о ТО-1 и ТО- 2, проведение ТО-1 не спланировано ежемесячно; стекла окон специализированного складского помещения (места хранения) не окрашены с внутренней стороны в белый цвет для защиты имущества от солнечной радиации; не проверяется правильность заполнения документации: паспорт специализированного складского помещения (места хранения) (по форме, указанной в приложении N 3 к Правилам, утв. приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285) не заполнен; отсутствует план размещения средств радиационной и химической защиты в специализированном складском помещении (месте хранения); не проверяется правильность заполнения документации специализированного складского помещения (места хранения): журнал учета средств радиационной и химической защиты по годам изготовления (по форме, указанной в приложении N 4 к Правилам, утв. приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285) не заполнен в полном объёме, а именно: не заполнено количество принятого имущества, дата внесения записи в 15 строках; не проверяется правильность заполнения документации специализированного складского помещения (места хранения): журнал списанных средств радиационной и химической защиты (по форме, указанной в приложении N 5 к Правилам, утв. приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285) не заполнен; не проверяется правильность заполнения документации специализированного складского помещения (места хранения): журнал карточек учета и стеллажных ярлыков не заполнен; отсутствует график выдачи средств радиационной и химической защиты; отсутствует план работы специализированного складского помещения (места хранения) на год, квартал либо месяц; отсутствует график осмотра и проведения лабораторных испытаний, проверки (поверки) средств радиационной и химической защиты; в специализированном складском помещении (месте хранения) не осуществляется контроль за температурой и влажностью воздуха, отсутствуют приборы для измерения температуры и относительной влажности воздуха (термометры, гигрометры), журнал регистрации температуры и влажности воздуха в месте хранения (по форме, указанной в приложении N 8 к Правилам, утв. приказом МЧС России от 27 мая 2003 года N 285) не заполняется; средства радиационной и химической защиты в процессе хранения не подвергаются осмотру в порядке, предусмотренном приложением № 9 к Порядку, утвержденному приказом МЧС России от 27 мая 2003 года № 285; не проводится сверка бухгалтерского и складского учета два раза в год по состоянию на 1 июля и 1 января для определения правильности заполнения учетных карточек в организации и в специализированном складском помещении (месте хранения); не проводится проверка административно- хозяйственной деятельности специализированного складского помещения (места хранения) в ходе инвентаризации материальных ценностей с целью определения наличия, качественного состояния, условий хранения имущества и соответствия его предназначению.

Нарушения, допущенные в ЗС ГО №129: знак обозначения ЗС ГО изготовлен без учёта п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583). На знаке отсутствует адрес ЗСГО, не указаны фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы защйтно-герметические двери в количестве 2 штуки, герметические двери в количестве 2 штуки, защитно-герметические ставни в количестве 2 штуки, и герметические ставни в количестве 2 штуки; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; в санузлах для отделки стен применена керамическая плитка; маркировка с наименованием завода- изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования электроручных вентиляторов ЭРВ в количестве 2 штук в ЗС ГО закрашены краской; не обеспечена сохранность фильтров ячеистых противопыльных (далее - ФЯР) в ЗС ГО: в паспорте ЗС ГО от 10 июня 2021 года указано на наличие ФЯР в количестве 2 штук, фактически 7 штук (ФЯР не прошли техническое обслуживание имеют следы ржавления); в ЗС ГО на воздуховодах не обозначено направление движения воздуха; Водоуказатели емкости аварийного запаса питьевой воды (2 шт.) не готовы к использованию по назначению: установленные в напорной емкости водоуказатели покрыты ржавчиной, в связи с чем не представляется возможным определить уровень воды; не обеспечена сохранность оборудования ЗС ГО: в предусмотренном месте установки насоса имеются трубы, сам насос - демонтирован; не обеспечена сохранность противовзрывных устройств ЗС ГО: УЗС в количестве 2 штуки и МЗС в количестве 1 штука не смазаны, а также имеют следы ржавления. Одна из УЗС не работает (не отщелкивается); не обеспечена сохранность приборов: отсутствует газоанализатор указанный в паспорте ЗСГО.

Нарушения, допущенные в ЗСГО №130: знак обозначения ЗС ГО изготовлен без учёта п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583).На знаке отсутствует адрес ЗСГО, не указаны фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы: защитно-герметические двери в количестве 2 штуки, герметические двери в количестве 2 штуки, защитно-герметические ставни в количестве 3 штуки, герметические ставни в количестве 2 штуки, герметические клапаны в количестве 2 штуки, клапаны избыточного давления в количестве 8 штук; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; Не обеспечена сохранность защитно-герметической двери ЗС ГО: на защитногерметической двери №11 демонтирован штурвал; в ЗС ГО защитный ставень, ведущий к венткамере, окрашен в красный цвет, не смотря на то, что (ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы) окрашиваются в серый. Кроме того, резиновые детали уплотнения ставня ведущего к венткамере и ставня №7 закрашены краской; не обеспечена сохранность фильтров ячеистых противопыльных (далее - ФЯР) в ЗС ГО: 6 ФЯР в количестве 3 штук не прошли техническое обслуживание, имеют следы ржавления; маркировка с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования электроручного вентилятора ЭРВ. в количестве 1 штуки в ЗС ГО закрашены краской; в ЗС ГО на воздуховодах не обозначено направление движения воздуха; не обеспечено техническое обслуживание противовзрывных устройств ЗС ГО: УЗС в количестве 2 штуки и МЗС в количестве 2 штуки не смазаны, а также имеют следы ржавления. Кроме того одна из УЗС не работает; не обеспечено техническое обслуживание герметического клапана ЗС ГО: герметический клапан №10 не работает.

Нарушения, допущенные в ЗСГО №134: знак обозначения ЗС ГО изготовлен без учёта п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583).На знаке отсутствует адрес ЗСГО, не указаны фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы: защитно-герметические двери в количестве 1 штука, герметические двери в количестве 3 штуки, защитно-герметические ставни в количестве 1 штука, герметические ставни в количестве 3 штуки, герметические клапаны в количестве 2 штуки, клапаны избыточного давления в количестве 1 штука; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; в санузлах для отделки стен применена керамическая плитка; Водоуказатель емкости аварийного запаса питьевой воды не готов к использованию по назначению: установленный в напорной емкости водоуказатель покрыт ржавчиной, в связи с чем не представляется возможным определить уровень воды; система канализации не исправна: В туалете труба канализации протекает; в ЗС ГО применены горючие строительные материалы для внутренней отделки помещений. В помещениях ЗС ГО на полу постелен линолеум и ПВХ-плитка; не обеспечено техническое обслуживание противовзрывных устройств ЗС ГО: УЗС в количестве 1 шт. и МЗС в количестве 1 шт. не смазаны, а также имеют следы ржавления. Кроме того МЗС не работает; не обеспечена сохранность фильтров ячеистых противопыльных (далее - ФЯР) в ЗС ГО: ФЯР в количестве 7 штук не прошли техническое обслуживание, имеют следы ржавления. ФЯР находящийся за ставнем №4 закрашен краской; перечень оборудования систем жизнеобеспечения приведенный в паспорте ЗС ГО от 15 февраля 1980 года не соответствует действительности: В паспорте не указано на наличие ФЯР в количестве 7 штук, и калорифера; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: калорифер не работает, частично поврежден, имеются следы ржавления, некоторые пластины деформированы; Не обеспечена сохранность оборудования ЗС ГО: отсутствует часть баллонов с кислородом, находятся на заправке (нет подменного фонда); дозиметр-рентгенометр в ЗС ГО ДП-5в хранится с истекшим сроком годности.

Нарушения, выявленные в ЗСГО №138: знак обозначения ЗС ГО изготовлен без учёта п. 6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583). На знаке отсутствует адрес ЗСГО, не указаны фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы: защитно-герметические двери в количестве 1 штука, герметические двери в количестве 3 штуки, защитно-герметические ставни в количестве 1 штука, герметические ставни в количестве 3 штуки, клапаны избыточного давления в количестве 1 штука; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; в санузлах для отделки стен применена керамическая плитка; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: УЗС в количестве 2 штуки и МЗС в количестве 1 штука не смазаны, а так же имеют следы ржавления. Кроме того МЗС не работает; не обеспечено техническое обслуживание инженерно- технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР в количестве 7 штук не прошли техническое обслуживание, имеют следы ржавления; перечень оборудования систем жизнеобеспечения приведенный в паспорте ЗС ГО от января 1977 года не соответствует действительности: В паспорте указано на наличие КИД- 200 в количестве 1 штуки, фактически оборудование отсутствует. Кроме того в титульном листе паспорта указан 138 номер ЗСГО, на первой странице паспорта указан 137 номер ЗСГО; не обеспечена сохранность приборов: отсутствует газоанализатор указанный в паспорте ЗСГО. Измерительный прибор ДП-5 не работает; не проводится техническое обслуживание оборудования ЗС ГО: Защитногерметические двери, герметические двери, защитно-герметические ставни, герметические ставни проржавели, уплотнительные резинки повреждены.

Нарушения, выявленные в ЗС ГО №140: знак обозначения ЗС ГО изготовлен без учёта п.6.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (утв. приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. N 583). На знаке отсутствует адрес ЗСГО, не указаны фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы: защитно-герметические двери в количестве 1 штука, герметические двери в количестве 3 штуки, защитно-герметические ставни в количестве 1 штука, герметические ставни в количестве 3 штуки, клапаны избыточного давления в количестве 1 штука; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: УЗС в количестве 1 штука и МЗС в количестве 1 штука не смазаны, а так же имеют следы ржавления; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР в количестве 7 штук не прошли техническое обслуживание, имеют следы ржавления; перечень оборудования систем жизнеобеспечения приведенный в паспорте ЗС ГО от сентября 1974 года не соответствует действительности: в паспорте указано на наличие гравийного фильтра в количестве 1 штуки, фактически оборудование отсутствует; не обеспечена сохранность гермоклапанов ЗС ГО: Гермоклапан №13 в количестве 1 штуки проржавел. У гермоклапана №16 демонтирован электромотор и подводящий электрокабель; не обеспечена сохранность оборудования ЗС ГО: в предусмотренном месте установки насоса имеются трубы, сам насос - демонтирован; дозиметр- рентгенометр в ЗС ГО ДП-5в хранится с истекшим сроком годности.

Нарушения, выявленные в ЗС ГО №136: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; в ЗС ГО не промаркированы: защитные двери (1 шт.), герметические двери (3 шт.), защитно-герметические ставни (1 шт.), герметические ставни (1 шт.), герметические клапаны (1 шт.), клапаны избыточного давления (1 шт.); герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; в санузлах для отделки стен применена керамическая плитка; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: УЗС (2 пгг.), МЗС (1 шт.) не очищены от пыли и грязи, не смазаны, имеют следы ржавления, при проверке работоспособности (при нажатии) не срабатывают; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР (7 шт.) имеют, следы ржавления, не смазаны; не обеспечена сохранность инженерно-технического оборудования ЗС ГО: калорифер не работает, частично поврежден, имеются следы ржавления.

Нарушения, выявленные в ЗСГО №188: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: противовзрывные устройства не очищены от пыли и грязи, не смазаны, при проверке работоспособности (при нажатии) МЗС, установленная со стороны улицы, а также в тамбуре аварийного выхода ЗС ГО, не срабатывает (не сжимается); Не проводится техническое обслуживание, мероприятия по обеспечению сохранности и готовности к использованию по назначению фильтров ячеистых противопыльных (далее - ФЯР) в ЗС ГО: ФЯР (7 шт.) имеют следы ржавления, не смазаны.

Нарушения, выявленные в ЗС ГО №137: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: противовзрывные устройства не очищены от пыли и грязи, не смазаны, при проверке работоспособности (при приложении усилия) не срабатывают (не сжимаются); не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР (7 шт.) имеют следы ржавления, не смазаны; в санузлах для отделки стен применена керамическая плитка; для отделки пола помещений для укрываемых применен горючий материал ПВХ-плитка; регенеративные патроны (3 шт.) эксплуатируются с вмятинами.

Нарушения, выявленные в ЗС ГО №133: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: противовзрывные устройства не очищены от пыли и грязи, не смазаны, при проверке работоспособности (при приложении усилия) не срабатывают (не сжимаются); не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР (7 шт.) имеют следы ржавления, не смазаны; для отделки пола помещений для укрываемых применен горючий материал линолеум.

Нарушения, выявленные в ЗСГО №131: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: противовзрывные устройства не очищены от пыли и грязи, не смазаны, при проверке работоспособности (при приложении усилия) не срабатывают (не сжимаются); не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР (7 шт.) имеют следы ржавления, не смазаны; для отделки пола помещений для укрываемых применен горючий материал ПВХ-плитка

Нарушения, выявленные в ЗС ГО №139: на знаке обозначения защитного сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) не указан адрес ЗС ГО, а также фамилии ответственных за хранение ключей лиц; герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации не опечатаны; санузлы в ЗСГО не закрыты и не опечатаны; не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: противовзрывные устройства не очищены от пыли и грязи, не смазаны, при проверке работоспособности (при приложении усилия) не срабатывают (не сжимаются); не обеспечено техническое обслуживание инженерно-технического оборудования ЗС ГО в полном объёме: ФЯР (7 шт.) имеют следы ржавления, не смазаны.

Изложенные нарушения, выявленные контролирующим органом, являются нарушением статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года №1309), п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, п.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, п.3.2.1,3.2.14.5.1.1.,3.2.17, 3.2.24, 6.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583, п. 2.5 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время (утв.Приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. №575).

Нарушения указанных норм образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также судебными инстанциями установлено, что АО «ГНЦ НИИАР» допущено невыполнение мероприятий по подготовке к защите населения на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, выразившееся в невыполнении мероприятий по гражданской обороне, а именно: руководитель организации, отнесенной к категории по гражданской обороне, не прошел подготовку в области гражданской обороны (дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в учебно-методических центрах либо на курсах гражданской обороны по соответствующему направлению подготовки; план размещения работников и членов их семей в безопасном районе не согласован с органами местного самоуправления, в границах которых расположены безопасные районы; структура созданных нештатных формирований гражданской обороны организации (57 НФГО) не определена руководителем организации; оснащение созданных нештатных формирований гражданской обороны организации (57 НФГО) не определено руководителем организации; нештатное аварийно-спасательное формирование, созданное и аттестованное в организации, не оснащено в полном объеме необходимыми техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, предусмотренными приложением № 3 к Положению о НАСФ, утвержденному приказом АО ГНЦ НИИАР, и паспортом аттестованного НАСФ от 2018 года: отсутствуют налобные фонари в количестве 20 шт., противогазы фильтрующие в количестве 21 шт. хранятся с истекшим сроком годности (1988 года выпуска при сроке годности в 12 лет), санитарная сумка с укладкой первой помощи хранится с истекшим сроком годности (1982 года выпуска при сроке годности в 5 лет), дегазационный комплект для специальной обработки техники типа ДК-4 или его модификации отсутствует (предоставленное имущество согласно информации на нем предусмотрено для дезинфекции обмундирования, иной технической документации не предоставлено); комплект специальной обработки автомобильной техники ДЕЗ-2 (СФ-2) отсутствует; запасы в целях гражданской обороны не накоплены заблаговременно в мирное время в объемах, определенных приложением 2 к приказу АО ГНЦ НИИАР от 31.03.2020 № 64/220-П, в условиях, обеспечивающих сохранность запасов, а именно: отсутствуют индивидуальные перевязочные пакеты в количестве 500 штук из 1500 предусмотренных; отсутствуют индивидуальные противохимические пакеты в количестве 500 пггук из 1500 предусмотренных; отсутствует средство дезактивации СФ-3 в массой 16 кг; электрогенератор не готов к использованию по назначению (техническое обслуживание не проводится, со слов представителя контролируемого лица не запускался порядка 2-х лет, в ходе проверки не запустился); в организации не создана комиссия по вопросам повышения устойчивости функционирования организации в военное время и, соответственно, не организована её работа в мирное и военное время; работники организации, включенные в состав эвакуационной комиссии более года назад (14 чел.), не получили дополнительное профессиональное образование в области гражданской обороны либо не прошли курсовое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны.

Изложенные нарушения, выявленные контролирующим органом, являются нарушением Федерального закона № 28-ФЗ статьи 9 части 1 абз. 2 и 3, 4, 5, части 2 абзаца 2; Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804, п. 7 абз. 3, п. 9 абз. 4; Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687, п.16.1 абз.3, п.16.3 абз.5, п.16.6 абз.2, абз.5, п. 16.1 абз. 3 ип. 16.3 абз. 5, п.16.14 абз.2, Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841, п. 3 подп. "б", п. 4 абз. 2 и 3, п. 2 подп. «б» приложения; Перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 24 апреля 2020 г. N 262, п. 20.

Нарушения указанных норм образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме этого, установлено нарушение АО «ГНЦ НИИАР», выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: отсутствует план проведения технического обслуживания №1 технических средств оповещения, в котором должны быть отражены: подготовительные мероприятия; работы по проведению технического обслуживания (содержание работ должно быть указано в соответствии с технологическими картами эксплуатационно-технической документации); мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания. В плане проведения технического обслуживания технических средств оповещения должно отражаться выполнение ТО-1; отсутствует план проведения технического обслуживания N 2 технических средств оповещения, в котором должны быть отражены: подготовительные мероприятия; работы по проведению технического обслуживания (содержание работ должно быть указано в соответствии с технологическими картами эксплуатационно-технической документации); мероприятия по контролю качества выполнения технического обслуживания. В плане проведения технического обслуживания технических средств оповещения должно отражаться выполнение ТО-2; введенные в эксплуатацию технические средства оповещения ЛСО не заносятся в книгу учета технических Средств оповещения: книга учета технических средств оповещения ЛСО отсутствует, по запросу не предоставлена; результаты технического обслуживания N 2 со значениями измеренных параметров не занесены в формуляры (паспорта) технических средств оповещения: сведения о ТО-2 не занесены в формуляры; техническое обслуживание N 1 не проводится с периодичностью, установленной эксплуатационно-технической документацией на технические средства оповещения: ТО-1 должно проводиться ежемесячно в соответствии с п. 12.1 технических паспортов на оборудование, фактически запланировано проведение регламентных работ ежегодно (в соответствии с графиком выполнения регламентных работ на 2021 год, утвержденным 19.10.2020); результаты проведения технического обслуживания N 2 не оформлены актом; в ходе оценки технического состояния систем оповещения населения не проверяется наличие и соответствие планирующих документов эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и правильность ведения формуляров (паспортов) технических средств оповещения, соответствие и полнота выполнения эксплуатационно-технического обслуживания: в организации отсутствует план проведения ТО-1 и ТО-2, в формуляры (паспорта) не заносятся сведения о ТО-1 и ТО-2, проведение ТО-1 не спланировано ежемесячно.

Указанное является нарушением Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68- ФЗ ст. 14 подпункт «г, з»; Положения о системах оповещения населения, (утв. приказом МЧС России от 31 июля 2020 года N 578) п. 7, п. 14; п. 25, п. 26 абз. 8, 10; Положение по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, (утв. приказом МЧС России от 31 июля 2020 г. № 579) п. 8, И, 14, 16, 21, 23,28,29, 31.

Нарушения указанных норм образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае суды установили, что учреждение имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.

Постановление о привлечении АО «ГНЦ НИИАР» к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу с применением положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 27 декабря 2021 года, решение судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 11 марта 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» Тузова Александра Александровича - без удовлетворения.

Судья Э.Г.Штейн

Решение30.07.2022