ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5357/2022 от 06.10.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5357/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 06 октября 2022 г.

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанов П.В., рассмотрев жалобу защитника Лукьянченкова А.Е., действующего в интересах муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск на основании доверенности, на вступившее в законную силу решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 мая 2022 года, вынесенное в отношении муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по ХМАО-Югре № 10 от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 мая 2022 года, муниципальное предприятие «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее – МП «ЖКУ» предприятие, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 165 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции защитник просит отменить решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 мая 2022 года, производство по делу прекратить.

В силу части 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ).

В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти: руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций: лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности: должностные лица в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 утверждены Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, в которых содержатся требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно подпунктов «ж» и «к» пункта 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люках на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пунктом 2.2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", управляющие компании и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В силу подпункта "е" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела, 09 февраля 2022 года в период с 10:00 до 11:30 МП «ЖКУ» на объекте защиты «Многоквартирный жилой дом», расположенный по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Ленина, д.103, допустило нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479 (далее Правил), а именно:

-в нарушение пп. «к» п.16 Правил в 1-ом подъезде допускается размещение на лестничных клетках, а также под лестничными маршами кладовых и других подсобных помещений;

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 1-го этажа 1-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к подсобному помещению под лестничным маршем размещены санки);

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 2-го этажа 1-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к квартире № 4 размещены: велосипеды, в количестве 2 штук, аргамак, журнальный стол, рулон линолеума);

-в нарушение пп. «к» п.16 Правил под лестничным маршем 2-го подъезда размещены велосипеды в количестве 4 штук;

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение мебели и других предметов (в непосредственной близости к квартире № 9 размещены: аргамак, лист фанеры);

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 2-го этажа 2-го подъезда объекта защиты допускается размещение предметов (в непосредственной близости к квартире № 10 размещен деревянный шкаф);

-в нарушение пп. «к» п.16 Правил под лестничным маршем 3-го подъезда размещен велосипед;

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 1-го этажа 3-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к квартире № 13, 14 размещена детская коляска);

-в нарушение пп «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 1-го этажа 3-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к квартире № 17 размещены демонтированные двери);

-в нарушение пп. «ж» п.16 Правил на путях эвакуации 2-го этажа 3-го подъезда объекта защиты допускается размещение различных предметов (в непосредственной близости к квартире № 20 размещены демонтированные двери, велосипед).

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Ленина, д.103 способ управления многоквартирным домом определен как непосредственное управление собственниками дома, в качестве обслуживающей организации выбрано МП «ЖКУ». На основании типового договора от 15 ноября 2016 года МП «ЖКУ» выполняет работы и оказывает услуги по ремонту и содержанию общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, в том числе, как следует из приложения № 1 к типовому договору, противопожарные мероприятия (л.д. 31 -37, 38-41).

Данные обстоятельства явились основанием для составления в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности.

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях МП «ЖКУ» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, МП «ЖКУ» не были приняты все зависящие от Организации меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Деяние МП «ЖКУ» квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.

Доводы защитника о том, что МП «ЖКУ» не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.

Вопреки доводам жалобы содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности, юридическое лицо является ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на спорном объекте защиты.

Нарушения требований пожарной безопасности несут угрозу для жизни и здоровья граждан, требования к противопожарному режиму эксплуатации многоквартирного дома являются обязательными для соблюдения юридическим лицом.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вопреки доводам жалобы, настоящее дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с требованиями статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.4 КоАП РФ, что следует из Перечня должностных лиц органов государственного пожарного надзора, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, утвержденного Приказом МЧС России от 05 апреля 2012 года № 176.

Утверждение защитника о том, что государственный инспектор, составивший протокол об административным правонарушении и не имеющий полномочий на его рассмотрение, не имеет полномочий и на установлении дат рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом, правового значения не имеется и не ставит под сомнение и законность вынесенного должностным лицом постановления.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Седьмого кассационного суд общей юрисдикции,

постановил:

постановление главного государственного инспектора города Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по ХМАО-Югре № 10 от 22 февраля 2022 года, решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12 апреля 2022 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18 мая 2022 года, вынесенные в отношении муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление» муниципального образования город Ханты-Мансийск по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу защитника Лукьянченкова А.Е - без удовлетворения.

Судья

Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции П.В.Степанов