ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-541/20 от 12.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-541/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 12 марта 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик» ФИО1 <данные изъяты> на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного района «Железнодорожный район города Хабаровска» на судебном участке № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного района «Железнодорожный район города Хабаровска» на судебном участке № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор ООО «Перевозчик» ФИО1 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации сроком на 1 год.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.

Изучив доводы жалобы ФИО1, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Понятия заведомо ложных сведений применительно к правоотношениям, регулируемым законодательством о государственной регистрации допустимо в случае, когда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены документы, содержащие заведомо ложную информацию, которая повлекла либо могла повлечь за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

Включение в единый государственный реестр юридических лиц данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона. Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Согласно подпункта «д» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участника) юридического лица, в отношении обществ с ограниченной ответственностью-сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке исследования.

Документы для государственной регистрации изменений сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ и как составляющая часть Единого государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Согласно пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Как усматривается из материалов дела, генеральный директор ООО «Перевозчик» ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представил в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровска по адресу: <адрес>, на государственную регистрацию заявление по форме за вх. , нотариально удостоверенное заявление участника общества ФИО2 о выходе из общества от ДД.ММ.ГГГГ, по причине прекращения его участия в обществе.

В случае выхода ФИО2 из состава участников общество состояло бы из одного участника иностранной организации - Международная коммерческая компания «МАКАПА <данные изъяты>», в связи с чем, на основании представленных на государственную регистрацию документов ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с представлением на государственную регистрацию сведений, имеющих заведомо ложный характер.

В результате проверки, проведенной ИФНС достоверности сведений, включаемых и включенных в ЕГРЮЛ об ООО «Перевозчик» были установлены обстоятельства, свидетельствующие о номинальности генерального директора общества ФИО1, участника иностранной организации - Международная коммерческая компания «МАКАПА <данные изъяты>», и как следствие, заведомой ложности документов и сведений, представленных ФИО1 на государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.

Из сведений, находящихся у административного органа было установлено, что участник общества иностранная компания - Международная коммерческая компания «МАКАПА <данные изъяты>» зарегистрирована, как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ, страна происхождения <адрес>. В течение незначительного промежутка времени в ЕГРЮЛ включены сведения об участии Международной коммерческой компании «МАКАПА <данные изъяты>» в 14 юридических лицах, зарегистрированных в разных субъектах Российской Федерации.

Таким образом, было установлено, что иностранная компания вошла в состав 14 российских организаций, имеющих разнородные виды экономической деятельности в различных отраслях экономики, и в отношении шести юридических лиц имеются не устраненные сведения о недостоверности. Участие в значительном количестве российских юридических лиц, находящихся в различных субъектах Российской Федерации, осуществляющих деятельность в различных сферах экономики, наличие сведений о недостоверности органов управления юридических лиц, свидетельствуют о том, что иностранная компания введена в состав российских юридических лиц для номинального участия, а не с целью инвестирования экономической деятельности, следовательно, конечной целью является уход российских юридических лиц, их участников и должностных лиц от ответственности, в то числе, субсидиарной, в связи с неисполненными обязательствами перед бюджетом и третьими лицами, что свидетельствует о недостоверности сведений.

Сведения об участнике ООО «Перевозчик» иностранной организации Международная коммерческая компания «МАКАПА <данные изъяты>» внесены в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в регистрирующий орган вх. .

Сведения о генеральном директоре общества ФИО1, адрес места жительства: <адрес> внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за ГРН .

Из опроса ФИО1 проведенном ИНФС следует, что он на все поставленные перед ним вопросы о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Перевозчик» ответить не смог, что свидетельствует о том, что он не владеет информацией о ООО «Перевозчик» в полном объеме, не имеет представления о документах финансовой деятельности общества, налоговой отчетности, о ключе электронной цифровой подписи, о способе представления отчетности в налоговый орган, и в целом не имеет навыков руководства деятельностью юридического лица, что указывает на то, что ФИО1 является номинальным руководителем.

С учетом вышеуказанного ФИО1 не является лицом, уполномоченным действовать от имени общества, в силу чего представленные им на государственную регистрацию документы имеют заведомо ложный характер.

Таким образом, ФИО1 в нарушение подпункта «д» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ представил 28 декабря 2018 года в ИФНС России по Железнодорожному району города Хабаровску на государственную регистрацию документы, содержащие заведомо ложные сведения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что налоговым органом незаконно осуществлена замена понятия достоверность сведений представленных им и допустимостью предоставления таких сведений, ссылка на определение Арбитражного суда Хабаровского края по делу №А73-19972/2017 является неправомерной, отсутствует обязательный признак состава административного правонарушения, а именно наличие вины в форме умысла, протокол его допроса от ДД.ММ.ГГГГ не имеет значения для производства по данному делу, в связи с чем не может являться доказательством по делу, являются явно надуманными, полностью опровергаются исследованными судебными инстанциями доказательствами по делу. Сведения в регистрирующий орган поданы ФИО1 от имени генерального директора ООО «Перевозчик», который фактически не является лицом, уполномоченным действовать от имени общества, в силу чего представленные им на государственную регистрацию документы имеют заведомо ложный характер.

Аналогичные доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.16 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда

общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного района «Железнодорожный район города Хабаровска» на судебном участке № 7 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора ООО «Перевозчик» ФИО1 <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко