ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№16-5433/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саратов 13 октября 2022 года
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Столярина С.В., действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью «Калуга-Газ», на вступившие в законную силу постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 20 апреля 2023 года и решение судьи Калужского областного суда от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калуга-Газ» (далее также – ООО «Калуга-Газ», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Калужского районного суда Калужской области от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского областного суда от 11 мая 2023 года, ООО «Калуга-Газ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – эксплуатации: участка транспортирования (железнодорожного пути необщего пользования ООО «Калуга-Газ»); пункта налива автоцистерн ООО «Калуга-Газ»; здания насосной, наполнительного цеха, цеха наполнения и хранения баллонов, компрессорного отделения, операторной; внутриплощадочных газопроводов для транспортировки сжиженного газа протяженностью: 129,7 (1967 года) Ж; 45,9 (2007 года) Ж; 31,7 (2007 года) Ж; 226,5 (2007 года) Ж; 533 (2007 года) П; 188 (1967 года) П; 190 (1967 года) Ж; 190,8 (1967 года) П; 191,9 (1967 года) П; 130 (1967 года) Ж; 62,6 (2007 года) П; насосного оборудования: вихревых насосов, НЧ-5/170-1 зав. №У-218, 1993 года выпуска, НЧ-5/170-1 зав. №У-125, 1993 года выпуска; компрессорного оборудования: компрессоров АВ-100 зав. №17048, 1975 года выпуска, АВ-100 зав. №15090, 1973 года выпуска, используемых на опасном производственном объекте «Станция газонаполнительная» (11) рег. №А09-40052-001, II класса опасности, расположенном по адресу: <...>, эксплуатируемом ООО «Калуга-Газ», сроком на 45 суток, который постановлено исчислять с 15 часов 00 минут 14 апреля 2023 года.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Столярин С.В. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ), требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в числе прочего, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 названного Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В соответствии с пунктом 4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 октября 2022 года № 420, техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) в том числе: при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
В силу пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года № 536 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», в силу подпункта «о» пункта 228 которых организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации, в том числе обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, экспертизу промышленной безопасности и ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, настоящих ФНП, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 461 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, при эксплуатации ОПО, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений ОПО и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в период с 3 апреля 2023 года по 14 апреля 2023 года на основании решения исполняющего обязанности заместителя руководителя Приокского управления Ростехнадзора ФИО4 от 24 марта 2023 года сотрудниками Приокского управления Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в отношении ООО «Калуга-Газ».
В ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, допущенные ООО «Калуга-Газ» при эксплуатации опасного производственного объекта – станции газонаполнительной (11) рег. № А09-40052-001, II класса опасности, расположенной по адресу: <...>, а именно:
- в нарушение пункта 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности участка транспортирования (железнодорожного пути необщего пользования ООО «Калуга-Газ»), в проектной документации отсутствует установленный срок службы;
- в нарушение пункта 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности сооружения пункта налива автоцистерн ООО «Калуга-Газ», в проектной документации отсутствует установленный срок службы;
- в нарушение пункта 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, подпункта «о» пункта 228, пункта 461 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, и пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания насосной, наполнительного цеха наполнения и хранения баллонов и компрессорного отделения, предназначенного для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в связи с отсутствием в проектной документации срока службы здания;
- в нарушение пункта 1 статьи 9, статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности внутриплощадочных газопроводов протяженностью: 129,7 (1967 года) Ж; 45,9 (2007 года) Ж; 31,7 (2007 года) Ж; 226,5 (2007 года) Ж; 533 (2007 года) П; 188 (1967 года) П; 190 (1967 года) Ж; 190,8 (1967 года) П; 191,9 (1967 года) П; 130 (1967 года) Ж; 62,6 (2007 года) П, опасного производственного объекта ООО «Калуга-Газ» - станции газонаполнительной (11) рег. №А09-40052-001, в связи с отсутствием в проектной документации срока службы сооружений;
- в нарушение статьи 7, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и пункта 4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств при отсутствии в технической документации данных о сроке службы таких технических устройств (отсутствует техническая документация завода изготовителя с данными о сроке службы), если фактический срок их службы превышает двадцать лет, а именно: насосного оборудования: вихревых насосов НЧ-5/170-1 зав. №У-218, 1993 года выпуска, НЧ-5/170-1 зав. №У-125, 1993 года выпуска; компрессорного оборудования: компрессоров АВ-100 зав. №17048, 1975 года выпуска, АВ-100 зав. №15090, 1973 года выпуска.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14 апреля 2023 года; актом от 14 апреля 2023 года, составленным должностными лицами Приокского управления Ростехнадзора, о выявленных в ходе выездной проверки в отношении ООО «Калуга-Газ» нарушениях норм промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта; предписанием об устранении выявленных нарушений от 14 апреля 2023 года и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО «Калуга-Газ» правильно квалифицировано по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как усматривается из материалов дела, указанные железнодорожные пути необщего пользования принадлежат ООО «Калуга-Газ» и используются обществом для транспортировки цистерн с сжиженным газом, в связи с чем судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что названным юридическим лицом в нарушение требований пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ и пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении указанного объекта.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности, в том числе при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет.
Ссылка в жалобе на заключение экспертизы промышленной безопасности технического устройства № 463-2019, не может быть принята во внимание, поскольку данная экспертиза проведена в отношении технологического оборудования - технологических газопроводов жидкой и паровой фаз СУГ с постами налива автоцистерн и постом заправки газобаллонных автомобилей, в то время как судебными инстанциями ООО «Калуга-Газ» признано виновным в нарушении пункта 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности в связи с необеспечением проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении сооружения пункта налива автоцистерн.
Из показаний должностного лица Приокского управления Ростехнадзора ФИО5 следует, что газопроводы, указанные в акте проверки, не были предметом исследования при проведении названной экспертизы промышленной безопасности, поскольку они не были включены эксплуатирующей организацией в состав опасного производственного объекта, а экспертиза проводилась только в отношении объектов, зарегистрированных в составе указанного опасного производственного объекта.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 названного Федерального закона.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Калуга-Газ» к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО «Калуга-Газ» в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом положений статей 3.1, 3.12, 4.1-4.3 названного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Калужского районного суда Калужской области от 20 апреля 2023 года и решение судьи Калужского областного суда от 11 мая 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Калуга-Газ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Столярина С.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов