ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5441/2021 от 18.11.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-5441/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 18 ноября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу ФИО1 (далее ФИО1) и ее защитника Веселовой Екатерины Александровны (далее Веселова Е.А.), на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 273 судебного участка Шаховского судебного района Московской области от 26 апреля 2021 года, решение судьи Шаховского районного суда Московской области от 08 июня 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального предприятия коммунального хозяйства (далее МПКХ, муниципальное предприятие, управляющая организация) «Шаховская» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи 273 судебного участка Шаховского судебного района Московской области от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Шаховского районного суда Московской области от 08 июня 2021 года, директор МПКХ «Шаховская» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 и ее защитник Веселова Е.А. просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты, и прекратить производство на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагают, что судебными инстанциями не дана надлежащая оценка контрактам, заключенным между МПКХ «Шаховская» и обществом с ограниченной ответственностью «Московский областной единый информационно-расчетный центр» (далее ООО «МосОблЕИРЦ»), согласно которым последнему переданы полномочия по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее также ГИС ЖКХ), и необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям примечания к статье 13.19.1 данного Кодекса.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом

Статьей 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ) предусмотрено, что создание, эксплуатация и модернизация системы осуществляются среди прочего на основе принципов полноты, достоверности, актуальности информации и своевременности ее размещения в системе.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ в системе должны размещаться: информация о перечне оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему и капитальному ремонту, об их объеме, о качестве и периодичности их предоставления или проведения и стоимости указанных услуг, работ с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ (пункт 21); информация о перечне, об объеме, о качестве и стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости и соответствующие договоры на поставки таких ресурсов и оказание таких услуг (пункт 22); информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг (пункт 23).

В силу части 18 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 названного Федерального закона.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 настоящего Федерального закона (часть 1).

Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства утверждены приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее приказ Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года).

Согласно пункту 3.4 раздела 8 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года информация о показаниях индивидуального, общего (квартирного) и комнатного прибора учета, учитываемых в расчетном периоде, подлежит размещению ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Как усматривается из материалов дела МПКХ «Шаховская» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домом № 8 <адрес>, на основании лицензии от 30 апреля 2015 года № 596 (л.д. 29).

В соответствии с обращением ФИО2, проживающего по адресу: Московская область, рабочий <...>, по факту неразмещения МПКХ «Шаховская» в ГИС ЖКХ переданных им в управляющую организацию 20 января 2021 года показаний индивидуального прибора учета холодного водоснабжения, установленного по адресу проживания за расчетный период - январь 2021 года, распоряжением заместителя руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 01 марта 2021 года назначено проведение внеплановой проверки МПКХ «Шаховская» на предмет соблюдения обязательных требований к раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в области управления многоквартирными домами.

Уведомление о проведении проверки получено МПКХ «Шаховская» 02 марта 2021 года (л.д. 7).

Проверкой установлено, что по состоянию на 03 марта 2021 года в системе ГИС ЖКХ в разделе «Информация о приборах учета» по жилому помещению № 3 дома № 8 по улице Партизанской рабочего поселка Шаховская Московской области (лицевой счет <***>) размещены показания индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за декабрь 2020 года, которые были переданы в управляющую организацию собственником жилого помещения и далее внесены МПКХ «Шаховская» в ГИС ЖКХ 21 декабря 2020 года, что отражено в приложении к акту проверки.

Показания индивидуального прибора учета холодного водоснабжения за январь 2021 года, которые были переданы в управляющую организацию собственником жилого помещения 20 января 2021 года и в тот же день приняты в работу сотрудником МПКХ «Шаховская» ФИО3, однако, в определенном законом порядке в ГИС ЖКХ не внесены (л.д. 28).

Указанные обстоятельства, отраженные в акте проверки от 03 марта 2021 года, явились основанием для составления в отношении директора муниципального предприятия должностным лицом территориального отдела № 19 Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которого постановлением мирового судьи директор МПКХ «Шаховская» ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Приведенные данные подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Анализ положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ и приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого дела позволил судебным инстанциям сделать вывод о том, что обязанность по размещению в ГИС ЖКХ, в том числе показаний индивидуального, общего (квартирного) и комнатного прибора учета, учитываемых в расчетном периоде, подлежит выполнению ресурсоснабжающей организацией, являющейся исполнителем коммунальных услуг.

Поскольку директор МПКХ «Шаховская» ФИО1, исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на нее обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями, допустившим неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, вопреки утверждению заявителей, она правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о возможности применения в рассматриваемом деле примечания к статье 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть признаны обоснованными.

В соответствии с пунктом 2 примечания к статье 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность, предусмотренная данной статьей и статьей 13.19.2 названного Кодекса, не применяется к должностным лицам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, организациям, передавшим полномочия по размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации другим лицам.

Согласно требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ и приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 года исполнение обязанности, нарушение которой вменяется должностному лицу управляющей организации, подлежало выполнению МПКХ «Шаховская».

Указывая об отсутствии данного нарушения, директор МПКХ «Шаховская» ФИО1 ссылалась на передачу полномочий управляющей организации по размещению информации в ГИС ЖКХ иному юридическому лицу - ООО «МосОблЕИРЦ» согласно заключенным контрактам.

Исходя из содержания контракта № 812390220 об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги от 25 августа 2020 года, заключенного между МПКХ «Шаховская» (также Заказчик) и ООО «МосОблЕИРЦ» (также Исполнитель, общество), Исполнитель обязуется осуществить организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые Заказчиком Плательщику, владеющему на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, в том числе обеспечить передачу показаний приборов учета Плательщиками способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов (пункт 1.16 договора); обеспечить различные способы внесения платы за жилищно-коммунальные услуги (пункт 1.1.8 договора).

Согласно пунктам 1.4, 1.5 договора Исполнитель выполняет обязательства, предусмотренные в пункте 1.1 договора в отношении многоквартирных домов, указанных в Перечне многоквартирных домов (Приложение № 21 к контракту), и в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказанных Заказчиком с 01 октября 2020 года (л.д. 67, 68).

Аналогичные вышеизложенным положения предусмотрены контрактом № 812390620 об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги от 30 декабря 2020 года, заключенным между МПКХ «Шаховская» и ООО «МосОблЕИРЦ», действующим в отношении жилищно-коммунальных услуг, оказанных Заказчиком плательщикам с 01 января 2021 года (пункт 1.1, 1.5 контракта от 30 декабря 2020 года № 812390620).

Пунктом 3.1.1 контракта от 30 декабря 2020 года № 812390620 предусмотрена обязанность Заказчика в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта предоставить Исполнителю транспортный файл «Информация о входных данных плательщиков» по состоянию на 01 января 2021 года с соблюдением требований, предусмотренных Приложением № 4 к контракту. Факт передачи Заказчиком транспортного файла подтверждается подписанием сторонами акта приема-передачи базы данных (Приложение № 5 к контракту).

Также в обязанности Заказчика включено предоставление Исполнителю разово в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта информации о показаниях приборов учета коммунальных услуг плательщиков за расчетный период с соблюдением формата, предусмотренного Приложением № 4 (пункт 3.1.3 контракта).

В целях исполнения обязательств Исполнителя по данному контракту Заказчик обязуется в срок до 01 января 2021 года осуществить комплекс организационно-технологических действий, состав которых определяется исходя из программных алгоритмов работы ЕИАС ЖКХ МО, регламентов использования ЕИАС ЖКХ МО как информационной системы. Указанные организационно-технологические действия должны обеспечивать для Исполнителя возможность размещения (передачи) информации в ЕИАС ЖКХ МО, в том числе делегирование Исполнителю Заказчиком прав (полномочий) по размещению информации Заказчиком в ГИС ЖКХ. Разместить в ЕИАС ЖКХ МО настоящий контракт с указанием типа расчетно-кассового обслуживания (пункт 3.1.10 контракта).

Приложением № 4 к контракту определены требования к формату транспортного файла «Информация о входных данных плательщика», в содержание которого включается информация о плательщиках, подлежащая передаче Исполнителю, в том числе данные о лицевом счете абонента, приборе учета, его типе, данных установки, предыдущих показаниях, последних показаниях и дате и т.п.

Таким образом, контрактом от 30 декабря 2020 года № 812390620, заключенным между МПКХ «Шаховская» и ООО «МосОблЕИРЦ», на который ссылается автор жалобы в качестве основания применения пункта 2 примечания к статье 13.19.1 названного Кодекса, предусмотрено предварительное выполнение МПКХ «Шаховская» ряда обязанностей, которые должны обеспечивать для Исполнителя возможность размещения (передачи) информации в ГИС ЖКХ, в том числе предоставление Исполнителю транспортного файла «Информация о входных данных плательщиков» по состоянию на 01 января 2021 года с соблюдением требований, предусмотренных Приложением № 4 к контракту, что должно подтверждаться подписанием сторонами акта приема-передачи базы данных (Приложение № 5 к контракту).

В рассматриваемом деле каких-либо доказательств, свидетельствующих о подписании в рамках исполнения договорных обязательств акта приема-передачи базы данных плательщиков по форме, установленной Приложением № 5 к контракту от 30 декабря 2020 года № 812390620 либо ранее заключенному контракту № 812390220 от 25 августа 2020 года, равно как и сведений об осуществлении МПКХ «Шаховская» организационно-технологических действий, позволяющих сделать вывод о делегировании Исполнителю Заказчиком прав (полномочий) по размещению информации в ГИС ЖКХ, не имеется, вследствие чего основания для применения примечания к статье 13.19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

Действия должностного лица МПКХ «Шаховская» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.

Каких-либо противоречий материалы дела не содержат. Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу субъекта ответственности, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении директора МПКХ «Шаховская» ФИО1 к административной ответственности, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи 273 судебного участка Шаховского судебного района Московской области от 26 апреля 2021 года, решение судьи Шаховского районного суда Московской области от 08 июня 2021 года, вынесенные в отношении директора муниципального предприятия коммунального хозяйства «Шаховская» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу ФИО1 и ее защитника Веселовой Е.А. – без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина