ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5444/2023 от 05.10.2023 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5444/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 5 октября 2023 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Тришкиной В.С., действующей в интересах ФИО1, на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда города Саратова от 10 марта 2023 года и решение судьи Саратовского областного суда от 16 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 30 мая 2023 года), вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Кировского районного суда города Саратова от 10 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Саратовского областного суда от 16 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 30 мая 2023 года), ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения – 33 упаковки семян.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Тришкина В.С. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно статье 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений (пункт 1). Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (пункт 2). Соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов (пункт 3).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенному декларированию подлежат товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 названного Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 названного Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации (пункт 3 статьи 260 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, подлежащих соблюдению физическими лицами в соответствии со статьей 7 названного Кодекса, если соблюдение запретов и ограничений подтверждается представлением таких документов.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (Приложение № 1, далее - Перечень подкарантинной продукции).

Товар «Семена, плоды и споры для посева» (код ТН ВЭД ЕАЭС 1209) включен в раздел I «Подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции.

В Примечании к указанному Перечню предусмотрено, что обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и перемещении между государствами - членами Евразийского экономического союза подлежит только подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции.

Положения части 6 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» не распространяются на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных частью 7 указанной статьи.

Как усматривается из материалов дела, 27 октября 2022 года в постоянной зоне таможенного контроля в отделении почтовой связи № 78 АО «Почта России», расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Аткарская, д. 42/54, в присутствии должностного лица таможенного органа с участием ФИО1 проведено таможенное наблюдение за вскрытием и перерасчетом товаров, прибывших в ее адрес из США в международном почтовом отправлении № CJ230858212RU, по результатам которого составлен акт таможенного наблюдения, в котором указано 33 упаковки семян.

28 октября 2022 года ФИО1 в целях совершения таможенных операций по оформлению международного почтового отправления № CJ230858212RU в Саратовский таможенный пост Саратовской таможни подана пассажирская таможенная декларация № 10413070/281022/П000283, в которой, в числе прочего, заявлен следующий товар: семена 33 шт. весом 0,140 кг. стоимостью 27 евро. В комплекте товаросопроводительных документов к пассажирской таможенной декларации № 10413070/281022/П000283 находилась почтовая накладная № CJ230858212RU со штампом органа фитосанитарного надзора «ввоз запрещен». Фитосанитарный сертификат на указанные товары ФИО1 не представлен.

В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в постоянной зоне таможенного контроля в отделении почтовой связи № 78 АО «Почта России» установлено, что в международном почтовом отправлении № CJ230858212RU находится 33 упаковки семян, относящихся к товарам высокого фитосанитарного риска:

- 2 упаковки семенного материала для посева цветочных культур гипсофила, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 7 упаковок семенного материала томата для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 1 упаковка семенного материала капусты листовой для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 2 упаковки семенного материала капусты белокочанной для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 2 упаковки семенного материала цветочных культур для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 4 упаковки семенного материала моркови для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 1 упаковка семенного материала цветочных культур василька для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 5 упаковок семенного материала капусты брокколи для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 2 упаковки семенного материала цветочных культур бархатцов для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 4 упаковки семенного материала репы для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 1 упаковка семенного материала цветочных культур календулы для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена;

- 2 упаковки семенного материала пряных трав для посева, в заводской, невскрытой упаковке, с информацией, в том числе «VALLEY GREENE», страна производитель не определена, целостность упаковки не нарушена.

По результатам карантинного фитосанитарного контроля (надзора) выпуск указанных выше семян запрещен.

Оснований для применения положений части 7 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» не имеется.

Таким образом, ФИО1 допустила несоблюдение приведенных требований статей 7, 260, 261 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Перечня подкарантинной продукции запрета на ввоз указанных товаров в Российскую Федерацию.

Приведенные обстоятельства подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.82-88); протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении с компакт-дисками (л.д.1-6); актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств (л.д. 7-8); актом таможенного наблюдения с фотоматериалом (л.д.18-27); пассажирской таможенной декларацией (л.д.28-31); квитанцией (л.д.32-33); накладной (л.д.36); актом карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с приложением (л.д.60-61) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние ФИО1 правильно квалифицировано по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО1 об отсутствии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными.

Субъектами указанного административного правонарушения являются, в том числе декларанты - лица, которые декларируют товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).

ФИО1, являясь декларантом, знала о нахождении в международном почтовом отправлении 33 упаковок семян, имела возможность для соблюдения приведенных требований законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако все зависящие от нее меры по их соблюдению не приняла, задекларировала в пассажирской таможенной декларации указанный товар высокого фитосанитарного риска в отсутствие фитосанитарного сертификата.

Оснований, позволяющих признать совершенное ФИО1 административное правонарушение малозначительным и освободить ее от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах, предусмотренных санкцией статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.7, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление судьи Кировского районного суда города Саратова от 10 марта 2023 года и решение судьи Саратовского областного суда от 16 мая 2023 года (с учетом определения об исправлении описки от 30 мая 2023 года), вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Тришкиной В.С. – без удовлетворения.

Судья А.В. Поддымов