ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5448/2021 от 25.08.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5448/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу защитника Моргункова Александра Андреевича, действующего на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Рибай», на вступившее в законную силу постановление судьи Самарского районного суда г. Самары от 7 сентября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рибай» (далее ООО «Рибай, общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Самарского районного суда г. Самары от 7 сентября 2020 года ООО «Рибай» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Не согласившись с постановлением судьи районного суда, защитником общества подана жалоба в Самарский областной суд, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования судебного акта.

Определением судьи Самарского областного суда от 13 мая 2021 года ходатайство защитника Моргункова А.А. о восстановлении срока обжалования постановления судьи Самарского районного суда г. Самары от 7 сентября 2020 года по настоящему делу оставлено без удовлетворения, указанное постановление вступило в законную силу.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Рибай» Моргунков А.А. просит постановление судьи Самарского районного суда г. Самары от 7 сентября 2020 года отменить, приводя доводы о его незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении усматривается, в ходе проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия было выявлено, что на объекте культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки ул. Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства» (далее – объект), расположенном по адресу: <...>, в нарушение требований статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ проведены работы, изменяющие его облик, а именно выполнен пристрой, на котором установлена вывеска информационно-рекламного характера на крыше пристроя «RIBAY steak house».

На основании информации, обязательной для доведения до потребителя, согласно статьи 9 Закона № 230-1 «О защите прав потребителей», размещенной в уголке потребителя, строителем и пользователем данного пристроя является общество с ограниченной ответственностью «Рибай», , , ; Юридический адрес: 445057, <...>.

Объект состоит на государственной охране на основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 721.

Предметом охраны объекта являются и подлежат сохранению и реставрации: объемно-планировочная композиция здания, первоначальный внешний архитектурный облик, композиционное построение и декор уличных фасадов.

Приведенные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в числе которых протокол об административном правонарушении от 11 августа 2020 года (л.д. 4-6); акт контроля за состоянием объекта культурного наследия от 24 июня 2020 года № 43-20/791 (л.д. 7-8); фототаблица (л.д. 11-12); выписка из ЕГРЮЛ (л.д. 13); копия постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 721 о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения «Ансамбль застройки ул. Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства» (л.д. 22), и другие представленные доказательства.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных по делу фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность общества, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия общества квалифицированы по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда счел, что общество имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, так как прилегающая к объекту культурного наследия территория передана обществу на законных основаниях для возведения летней веранды, без использования фасада дома 117 по ул. М. Горького, является несостоятельной и противоречит представленным доказательствам, в том числе фотоматериалам, согласно которых первоначальный внешний архитектурный облик объекта культурного наследия изменен, к фасаду здания выполнен пристрой, на котором установлена вывеска информационно-рекламного характера на крыше пристроя «RIBAY steak house».

Согласно договору аренды от 13 ноября 2018 года ООО «Рибай» является арендатором нежилого помещения общей площадью 476, 5 кв.м, расположенного на первом этаже дома 117 по ул. М. Горького в г. Самаре, а также владельцем возведенного пристроя к зданию, что подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается заявителем. При этом, передача в аренду части объекта дорожного хозяйства, на что заявитель ссылается в своей жалобе, не отменяет необходимости соблюдения требований действующего законодательства.

Доводы жалобы о допущенных нарушениях при производстве и рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, являются несостоятельными.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Как видно из представленных материалов дела, ООО «Рибай» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела в районном суде было извещено надлежащим образом, путем отправления судебной повестки заказным письмом с уведомлением по месту регистрации общества: <...>, которое вернулось с отметкой «истек срок хранения» (л.д. 16-18, 26), в связи с чем должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении общества, принято решение о рассмотрении материалов дела в отсутствии ООО «Рибай».

Получение корреспонденции по юридическому адресу относится к вопросам организации делопроизводства в ООО «Рибай», именно общество несет риск неблагоприятных последствий неполучения юридически значимой для него почтовой корреспонденции по своему юридическому адресу, исходя из чего, доводы жалобы о фактическом нахождении юридического лица не по месту его регистрации не свидетельствуют о ненадлежащем извещении юридического лица.

Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не являются основанием для отмены обжалуемых актов.

Несогласие с правовой оценкой данной предыдущей судебной инстанцией конкретным обстоятельствам и доказательствам не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного постановления, поскольку носит субъективный характер лица, привлеченного к административной ответственности, и не содержит правовой аргументации, объективно опровергающей выводы в судебном акте.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ООО «Рибай» в соответствии и в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех имеющихся для этого значения обстоятельств.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшегося по настоящему делу об административном правонарушении судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Самарского районного суда г. Самары от 7 сентября 2020 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рибай» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Моргункова А.А. - без удовлетворения.

Судья Л.А. Трескунова

Постановление01.09.2021