КОПИЯ
Дело №16-5467/2023
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва 26 сентября 2023 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу защитника Лошакова С.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды №0401-114/2021 от 4 марта 2021 года, решение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЮЛСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее также Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды №0401-114/2021 от 4 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, решением судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года, ООО «ЮЛСервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.48 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Лошаков С.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В силу ст. 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушения в области охраны и рационального использования городских почв, в том числе загрязнение, захламление, запечатывание территории без положительного заключения органа исполнительной власти адрес, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды в адрес, а также несоблюдение требований и условий, содержащихся в заключении, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
Согласно части 1 статьи 1 Закона г. Москвы от 04 июля 2007 г. N 31 "О городских почвах" (далее - Закон г. Москвы "О городских почвах") почвы -компонент природной среды, представляющий собой поверхностный слой Земли, состоящий из минеральных и органических веществ, воды, воздуха, почвенных организмов, продуктов их жизнедеятельности, являющийся средой обитания растений, животных и микроорганизмов, а также выполняющий экологические функции.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона г. Москвы "О городских почвах" от 04 июля 2007 года в целях минимизации негативного воздействия на городские почвы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности не допускается: проведение работ с нарушением требований нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов города Москвы, которые могут привести к деградации городских почв, неправомерному запечатыванию территории.
На основании положений статьи 7 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений» гражданам и юридическим лицам на озелененных территориях запрещено повреждать или уничтожать зеленые насаждения. Уничтожение зеленых насаждений должно осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года № 743-ПП «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы» (далее - Правила).
В силу п.п. 8.1.1, 8.1.2, 8.1.4 Правил, выдача заключений и порубочных билетов и разрешений на пересадку зеленых насаждений производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы – специально уполномоченным Правительством Москвы органом по защите зеленых насаждений в соответствии с утвержденным административным регламентом предоставления государственной услуги. Уничтожение и пересадка зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ, производятся при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке. Проведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Исходя из требований абзаца 7 статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель (п.4 ст. 13 Земельного Кодекса РФ).
Как следует из представленных материалов, по адресу: <адрес> на территории земельного участка с кадастровым номером: №, принадлежащего ФИО6. на основании договора аренды от 15 июня 2018 года №М-№, располагается объект недвижимости спортивного назначения - ледовый дворец «<данные изъяты>».
ООО «ЮЛСервис» располагается и осуществляет деятельность по адресу: г<адрес> на основании договора аренды недвижимого имущества от 01 февраля 2020 года.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, местом нахождения ООО «ЮЛСервис» является: <адрес> Генеральным директором указанной организации назначен ФИО7 Основным видом деятельности ООО «ЮЛСервис» является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
По сведениям Росреестра и информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН) по адресу: <адрес>), земельный участок с кадастровым номером № площадью 1420 кв.м. предоставлен по договору аренды земельного участка от 15 июня 2018 года №М-06-052538 ФИО8., для эксплуатации здания под спорт и деловое управление, сроком до 27 апреля 2067 года. Запись регистрации права аренды в ЕГРН от 06 июля 2018 года № №
На земельном участке расположено 4-х этажное нежилое здание с кадастровым номером № и адресным ориентиром: <адрес> для размещения школы фигурного катания и хоккейного мастерства «<данные изъяты>» и фитнес клуба «<данные изъяты>».
В ходе проверки установлено, что ООО «ЮЛСервис» в месте с адресным ориентиром: <адрес> за границами земельного участка с кадастровым номером <адрес> на прилегающем земельном участке кадастрового квартала <данные изъяты>, который относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, а именно на земельном участке кадастрового квартала <данные изъяты>, площадью 152,62 кв.м, проведены работы по мощению данного участка тротуарной плиткой.
Земельно-правовые отношения на земельный участок кадастрового квартала <данные изъяты> площадью 152,62 кв.м. по данным Росреестра и ИС «РЕОН» не оформлены, государственный кадастровый учет в отношении земельного участка не осуществлен.
Между тем в ходе проведенной проверки установлено, что ООО «ЮЛСервис» допущены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, а именно: в месте с адресным ориентиром: <адрес> на земельном участке кадастрового квартала <данные изъяты> осуществило работы по мощению площадки тротуарной плиткой общей площадью 152,62 кв.м. без получения в установленном порядке заключения уполномоченного органа по защите зеленых насаждений, что привело к неправомерному запечатыванию (перекрытию) почвы.
Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Таким образом, действия общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Исследовав представленные доказательства должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что общество не приняло все зависящие от нее меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Основания для снижения размера административного штрафа и применения положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с принятием Федерального закона от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", не усматривается.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды №0401-114/2021 от 4 марта 2021 года, решение судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 17 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЮЛСервис» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 4.48 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Лошакова С.В. - без удовлетворения.
Судья
Второго кассационного суда
общей юрисдикции М.А.Зюлин
КОПИЯ ВЕРНА,
судья