ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5501/2021 от 14.10.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5501/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балагуры С.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Контур СПб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года ООО «Контур СПб» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Балагуры С.В. просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в районный суд.

ООО «Контур СПб», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше акты, возражения не представило.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения ООО «Контур СПб» к административной ответственности послужили изложенные в постановлении должностного лица выводы о том, что 27 февраля 2020 года общество осуществляло бункеровку судна «AQUAJOY», флаг Либерия, отшвартованного у причала № 15 ПАО «НМТП морского порта Новороссийск судном-бункеровщиком «Капитан Ширяев», в отсутствие готовности технического средства ликвидации разлива нефтепродуктов «СУ-ЗЩ», расположенного на т/х буксир «ТЮТЕРС» (находящемся в указанную дату в морском порту Темрюк).

При проверке законности постановления по делу об административном правонарушении судьей районного суда установлено, что 25 февраля 2020 года ООО «Контур СПб» сообщило капитану порта Новороссийск о том, что подтверждает готовность профессионального аварийно-спасательного формирования ООО «Контур СПб» к несению дежурства для ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов во время проведения бункеровочных работ с т/х «Капитан Ширяев» на т/х «AQUAJOY», несение постоянной готовности к ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов будут осуществлять буксиры «РОДШЕР» и «ТЮТЕРС», находящиеся у пр. 5 Новороссийского нефтеперевалочного комплекса п. Новороссийск.

Дополнительно 27 февраля 2020 года сообщено, что т/х «Капитан Ширяев», имеет оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а именно боновые заграждения 250 метров, скиммер, емкости для сбора нефтесодержащей смеси, сорбент, входит в состав ПАСФ ООО «Контур СПб».

Местонахождение т/х буксир «ТЮТЕРС» – Новороссийск, рыболовецкий совхоз «Черноморец».

Время при условии разлива нефтепродуктов на акватории в районе якорных мест № 408 на акватории морского порта Новороссийск, перехода данного буксира с акватории рыболовецкого совхоза «Черноморец» (Новороссийск) к месту разлива нефтепродуктов составляет 70 мин. или 1 час 10 мин.

В соответствии со справкой от 28 мая 2020 года представителя ООО «Контур СПб», имеющейся в Новороссийском отделе государственного надзора на море, время перехода т/х «Буксир ТЮТЕРС» из морского порта Новороссийск в морской порт Темрюк составило 13 часов 35 минут (в период с 24 часов 00 минут 22 февраля 2020 года по 13 часов 35 минут 23 февраля 2020 года).

Нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрена обязанность ООО «Контур СПб» обеспечить выход т/х буксира «ТЮТЕРС» с оборудованием и спасателями на борту к месту разлива нефти и нефтепродуктов для проведения работ по ликвидации в течение одного часа с момента получения информации о разливе нефти и нефтепродуктов.

Ограничений по времени перехода судна от места его фактического нахождения до места разлива нефти и нефтепродуктов ни Приказом Минтранса России от 6 февраля 2017 года № 33 «Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ни иными нормами действующего законодательства Российской Федерации не установлено.

Время перехода т/х буксира «ТЮТЕРС» из морского порта Темрюк в морской порт Новороссийска равное 13 часам 35 минам рассчитано и утверждено в Плане ЛAPH (в редакции, действующей по состоянию на 25 февраля 2020 года).

Более того, судья районного суда указал на то, что подразделение аварийно-спасательного формирования ООО «Контур СПб» в г. Новороссийске, в состав которого входит в том числе т/х буксир «ТЮТЕРС», аттестовано Центральной комиссией Федерального агентства морского и речного транспорта по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, что подтверждается свидетельством № 00686 от 15 октября 2019 года.

В ходе аттестации, в целях фактического подтверждения соответствия АСФ Общества требованиям законодательства Российской Федерации были проведены тренировочные учения, в результате которых получено положительное заключение Росморречфлота.

Поскольку нормами действующего законодательства Российской Федерации ограничений по времени перехода судна от места его фактического нахождения до места разлива нефти и нефтепродуктов не установлено, то судья районного суда сделал вывод об отсутствии в материалах дела доказательств того, что в момент осуществления 27 февраля 2020 года бункеровки судна «AQUAJOY», флаг Либерия, ошвартованного у причала № 15 ПАО «НМТП» морского порта Новороссийск, отсутствовала готовность технического средства ликвидации разлива нефтепродуктов «СУ- ЗЩ», расположенного на т/х буксир «ТЮТЕРС». Также материалами дела не подтверждается, что ООО «Контур СПб» не обеспечило выход т/х буксира «ТЮТЕРС» с оборудованием и спасателями на борту к месту разлива нефти и нефтепродуктов для проведения работ по ликвидации в течение одного часа с момента получения информации о разливе нефти и нефтепродуктов.

Кроме того, ООО «Контур СПб» 27 февраля 2020 года осуществлялось использование акватории водного объекта общего пользования у причала №15 ПАО «НМТП морского порта Новороссийск путем бункеровки судна «AQUAJOY», флаг Либерия, судном-бункеровщиком «Капитан Ширяев», имеющти оборудование для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а именно боновые заграждения 250 метров, скиммер, емкости для сбора нефтесодержащей смеси, сорбент, входящего в состав ПАСФ ООО «Контур СПб».

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению судьи районного суда, позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях ООО «Контур СПб» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо указывает на существенные нарушения нижестоящими инстанциями положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Требование наличия регламентации времени ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов закреплено в Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года № 1189.

В частности, в статье 2 раздела «Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - План) указано, что план должен содержать сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов; максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил; прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения; первоочередные действия при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов; действия производственного персонала и собственных аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - собственные силы и средства) и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - привлекаемые силы и средства) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий; состав собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; схему организации управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов; мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов; календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; мероприятия по реабилитации загрязненных территорий и (или) водных объектов в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления нарушенного состояния водных объектов и водных биологических ресурсов; порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.

Указанные требования означают, что нормы времени, в которые должен быть ликвидирован разлив нефти или нефтепродуктов, в обязательном порядке должны рассчитываться лицом, осуществляющим бункеровку (заправку) судов во внутренних морских водах и в территориальном море в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и закрепляться в Плане ЛЛРН, действия при бункеровке судна должны соответствовать нормативам времени, закрепленным в Плане ЛАРН.

В ином случае при бункеровке судна нефтепродуктами в нарушение временных норм, закрепленных в Плане ЛАРН, лицо считается не готовым к ликвидации разлива нефтепродуктов.

Вместе с тем указанным положениям закона нижестоящими судебными инстанциями надлежащая оценка не дана, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Кроме того, вывод судьи краевого суда о том, что скиммера «СУ-ЗД», находящегося на борту судна «Капитан Ширяев», достаточно для ликвидации разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродуктов от фланца «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период, противоречит имеющимся в деле письменным доказательствам.

Как следует из материалов дела, в таблице 22 «Количество плавсредств для ЛРН» Плана ЛАРН ООО «Контур СПб» (стр. 55 Книга 1), а также в пункте 1.4.2.9 Плана ЛАРН ООО «Контур СПб» (стр. 69 Книга 1) указано, что для ликвидации разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродуктов от фланца «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период необходимо наличие т/х «БУКСИР Тютерс».

В соответствии с пунктом 5 таблицы 19 Книги 1 Плана ЛАРН в зоне ответственности ООО «Контур СПб», а также в соответствии с пунктом 8.3 Книги 1 на акватории морских портов Кавказ, Новороссийск, Темрюк, Туапсе при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтеганкера «Капитан Ширяев» до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период с разливом нефтепродуктов объемом 3,7 м3 сбор нефтеводяной смеси осуществляется НСС «СУ-ЗЩ» в 4 емкости для временного размещения НВС объемом 1 м3, находящихся на т/х «Буксир Тютерс».

Таким образом, наличия одного лишь судна «Капитан Ширяев» при бункеровке иных плавсредств недостаточно для ликвидации разлива нефтепродуктов, что прямо закреплено в Плане ЛАРН ООО «Контур СПб».

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Судья кассационной инстанции соглашается с доводами жалобы, нижестоящими инстанциями положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, должным образом не учтены, фактическим обстоятельствам дела дана неверная оценка, что свидетельствует о существенном нарушении судами положений названного Кодекса, повлиявших на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

С учетом изложенного, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Контур СПб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет 1 год.

Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении ООО «Контур СПб» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 27 февраля 2020 года. В связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу в настоящее время истек.

При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшиеся по делу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года признаны незаконными и подлежащими отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края невозможно, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года, которым ООО «Контур СПб» привлечено к административной ответственности, также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 января 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Контур СПб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Е. Иванов

Решение30.11.2021