№ 16-5520/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 27 декабря 2023 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу первого заместителя главы Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова Владимира Васильевича, на вступившие в законную силу постановление должностного лица Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю № 18-15-25/58-2022 от 29 ноября 2022года, решение судьи Первомайского районного суда города Краснодара от 10 февраля 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова Владимира Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю №18-15-25/58-2022 от 29 ноября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 10 февраля 2023 года и решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2023 года, должностное лицо - первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Форостянов В.В., просит отменить состоявшиеся в по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, считая их незаконными, прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 03.11.2020 № 297-к/р «О назначении внеплановой выездной проверки в администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края» в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) весового контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и мнение их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235, поручением Федерального казначейства по доведению внеплановых проверок от 26.10.2020 № 18-01 21719, основанием которого послужило требование Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14.10.2020 Ч°73/2-965-2019, в отношении администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края проведена внеплановая выездная проверка предоставления и использования иных бюджетных трансфертов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за 2019 год и истекший период 2020 года.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного муниципального) финансового контроля, в том числе: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектами контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
В силу пункта 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный, муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с полномочиями, закрепленными статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктами 7, 8 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, о итогам проверки предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги за 2019 год и истекший период 2020 года в отношении администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края вынесено представление 16.02.2021 № 18-23-11/2542.
Представление получено адресатом 27.02.2021 года.
На основании обращения администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в соответствии с п. 19 Федерального стандарта №1095, срок исполнения требований в части нарушений, указанных в пунктах 2-7 представления продлен о 31.12.2021 года, с оставлением информации об исполнении требовании в срок до 11.02.2022 года.
В адрес УФК по Краснодарскому краю поступило письмо вх. от 11.02.2022 года «1872, согласно которому, в связи с проведением исковой работы в отношении подрядчиков, администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края росит продлить срок исполнения требований по нарушениям, указанным в пунктах 2-7 представления, до 01.09.2022.
Учитывая положения пункта 19 Федерального стандарта № 1095 письмом УФК по Краснодарскому краю от 17.02.2022 № 18-23-11/2459 в повторном продлении срока исполнения требований представления по нарушениям, указанным в пунктах 2-7 представления, отказано.
Согласно части 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации за неисполнение требований представления в части нарушений, указанных в пунктах 2-7 представления, УФК по Краснодарскому краю в адрес администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края направлено предписание от 01.02.2022 № 18-23-11/717.
В соответствии с предписанием от администрации требовалось в срок до 01.09.2022 принять меры по возмещению причиненного Российской Федерации в сумме ущерба 7 181 366,03 рублей, в том числе: по нарушению, указанному в пункте 1 предписания, средства федерального бюджета в сумме 48 352,42 рубля за принятые и оплаченные фактически не выполненные объемы работ по устройству искусственных неровностей из асфальтобетонной смеси, укрепление обочин щебнем толщиной 10 см(ПГС 12 см), по нарушению указанному в пункте 2 предписания, средства федерального бюджета в сумме 1 341 999,10 рубля за принятые и оплаченные фактически не выполненные объемы работ по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, выявленные в результате экспертизы асфальтобетонной смеси,
- по нарушению, указанному в пункте 3 предписания, средства федерального бюджета в сумме 28 743,61 рубля за принятые и оплаченные работы по установке 99 дорожных бортовых камней БР 100.30.15 на пешеходных переходах,
- по нарушению, указанному в пункте 4 предписания, средства федерального бюджета в сумме 3 430,85 рубля за принятые и оплаченные работы по установке дорожных знаков с нарушением требований ГОСТ Р52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения.
Согласно с поступившей от администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края информацией и документами письмом УФК по Краснодарскому краю от 03.10.2022 на основании п. 19 Федерального стандарта №1095 срок исполнения требований предписания продлен в части нарушения, указанного в пункте 1 до 01.02.2023года.
В отношении нарушений, названных в пунктах 2, 4, 5, 6 предписания, заявитель ссылается на решения Арбитражных судов по исковым требованиям к подрядчикам о взыскании денежных средств, подтверждающих, по мнению заявителя, необоснованность предписания и выводов о невыполнении требований предписания в вышеуказанных пунктах.
Судебные акты, принятые в рамках дел № А63-10974/2021, № А63- 11145/2021, признаны не имеющими преюдициального значения в рамках рассмотрения дела, поскольку юридически значимым обстоятельством по исследуемому делу является нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в делах № А63-10974/2021, № А63-11145/2021 были рассмотрены исковые требования администрации о взыскании задолженности по муниципальным контрактам, и обращаясь в суд с указанными исками, администрация действовала во исполнение соответствующих требований постановляющей части представления административного органа.
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю не являлось лицом, участвующим в деле № А63-10974/2021, № А63- 11145/2021, в связи с чем, и при том, что судья Арбитражного суда Ставропольского края от 08.04.2022 года по делу № А63-10974/2021 от 23.06.2022 года по делу № А63-11145/2021, не оценивал представление казначейства от 16.02.2021 № 18-23-11/2542 с позиции, имеющей значение для разрешения настоящего дела, судебные акты, принятые в рамках указанных дел, судебными инстанциями не признаны преюдициальными при рассмотрении дела об административном правонарушении, и, кроме того, пришли к мнению, что само по себе признание Арбитражным судом Ставропольского края отсутствия оснований для возвращения уплаченных администрацией подрядчиком денежных средств по муниципальным контрактам не может в полной мере свидетельствовать об отсутствии нарушения администрацией Изобильненского городского округа Ставропольского края требования бюджетного законодательства.
Согласно протоколу об административном правонарушении 14.11.2022 года № 18-23-18/2022-25 в части исполнения требований Предписания по нарушениям, указанным в пунктах 2-6 предписания, требования не исполнены.
Относительно доводов заявителя о том, что администрацией Изобильненского юродского округа Краснодарского края подано в Арбитражный суд Краснодарского края заявление от 14.10.2022 года № 01-7/14174 об оспаривании предписания от 24.02.2022 года № 18-23- 11/ 2717, судебными инстанциями установлено следующее.
Согласно пункту 3.7 Методических рекомендаций по осуществление должностными лицами Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) деятельности, выполняемой в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях за исполнение представлений (предписаний) Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа), а также за несвоевременное представление информации об их исполнении, утвержденных Федеральным казначейством 21.05.2019 года само обращение администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края в Арбитражный зуд Краснодарского края не приостанавливает действие представления (предписания) и не снимает обязанности по его исполнению.
Кроме того, в материалах дела отсутствует и должностным лицом не представлен судебный акт о приостановке действия оспариваемого предписания.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2022 года по делу № А32- 49860/2022 в удовлетворении заявления от 14.10.2022 года 01-7/14174 об оспаривании представления от 16.02.2021 года № 18-23-11/2542 отказано, а вынесенное предписание от 24.02.2022 года № 18-23-11/2717 основано на представлении, является первостепенным ненормативным правовым актом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в данном кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
В рассматриваемом случае субъектом данного правонарушения является должностное или юридическое лицо, на которое возложена обязанность исполнения предписания органа, осуществляющего соответствующие полномочия, об устранении нарушений требований в области финансов.
Кроме отнесения той или обязанности к полномочиям должностного лица ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения, повлекших нарушений требований закона, следует установить меры, принятые этим лицом для надлежащего выполнения своих служебных обязанностей и недопущению нарушений закона с позиции их достаточности и правовой полноценности, то есть, для признания в действиях должностного лица наличия состава административного правонарушения необходимо установить его виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, в результате которых произошло нарушение закона, квалифицируемое как административное правонарушение, влекущее административную ответственность.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что нарушение требований закона вызвано обстоятельствами, не зависящими от должностного лица и объективно являются непреодолимыми, либо в результате непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля должностного лица учреждения, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению требований закона.
Вмененное в вину нарушение требований закона в силу должностных обязанностей входит в круг исполнения полномочий Форостянова В.В.
Согласно приказу администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 29.12.2017 года № 26-рл Форостянов В.В., принят на должность первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.11.1 должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, утвержденной главой администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 29.07.2021 года, Форостянов В.В., - первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, обеспечивает взаимодействие с органами, осуществляет контроль за своевременным и качественным исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 5.2.2 должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность первого заместителя главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, утвержденной главой Изобильненского городского округа Ставропольского края от 29.07.2021 года, Форостянов В.В., - первый заместитель главы администрации Изобильненского городского округа Ставропольского несет ответственность за нарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, определенных в качестве должностных инструкций.
Из части 20 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии первого заместителя главы Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянов В.В., состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вышеназванная совокупность доказательств отвечает требованиям правовой полноценности в пользу доказанности наличия события и состава исследуемого административного правонарушения, как полученных с соблюдением положений КоАП РФ и несущих в себе достоверные обстоятельства юридической значимости, и в своей совокупности, являющиеся достаточными в силу полноты подтверждения надлежащих обстоятельств.
Основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава и за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, становится возможным при пересмотре постановления в случае, если субъект рассмотрения жалобы придет к выводу, что выявленное правонарушение, установленное при рассмотрении дела, не подтверждается материалами дела, ввиду отсутствия доказательств, которые устанавливают объективную сторону правонарушения, приведенную в постановлении (время, место, описание противоправного деяния), или ввиду того, что доказательства, которыми установлено событие административного правонарушения, признаны при рассмотрении жалобы полученными с нарушением закона, при этом возможность проверки изложенного в таком доказательстве отпала по объективным причинам, таким образом, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таких обстоятельств по делу не установлено, в материалах дела достаточно доказательств, позволявших должностному лицу рассмотреть дело по существу и вынести постановление о наличии события и состава административного правонарушения, и довод о недоказанности обстоятельств по делу не указывает на неполное и необъективное рассмотрение дела и на нарушение принципа состязательности.
Субъективный взгляд на обстоятельства дела, собственное усмотрение на доказанность важных и значимых обстоятельств с позиции правового подхода заявителя к принятию и признанию тех или доказательств надлежащими и достаточными, причем сформированного вне положений норм права, в определении и верном применении которых, компетентен судья, не может быть основанием для вывода о том, что допущены существенные нарушения при постановлении судебных актов.
Аналогичные по существу доводы были предметом судебной проверки судьей районного суда, и названные в жалобе нарушения, и являющиеся, по мнению заявителя жалобы, основаниями для признания обжалуемых судебных актов незаконными, исследованы должным образом и оценены, мотивированно отклонены. При рассмотрении жалобы не установлено, что судебными инстанциями допущены нарушения норм процессуального права. Исследованные при этом доводы настоящей жалобы повторяют обоснования, которые были заложены в ранее поданной жалобе, получившие разрешения в установленном законном порядке, в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, оснований для дополнительной судебной проверки по которым, не требуется.
Административное наказание назначено должностному лицу Форостянову В.В., в пределах санкции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении первого заместителя главы Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова В.В., к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю № 18-15-25/58-2022 от 29 ноября 2022года, решение судьи Первомайского районного суда города Краснодара от 1710 февраля 2023 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2023 года, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя главы Администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края Форостянова Владимира Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс