ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 16-5527/2023
г. Кемерово 05 октября 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу инспектора Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Бесперстовой О.В. на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 августа 2023г, вынесенное в отношении <данные изъяты> Бельского Павла Станиславовича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 24 мая 2023г, <данные изъяты> Бельский П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 августа 2023г постановление мирового судьи от 24 мая 2023г отменено, производство по делу прекращено на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ
В жалобе должностное лицо просит об отмене решения судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 августа 2023г, ссылаясь на незаконность.
Бельский П.С., уведомленный о подачи жалобы, в установленный срок возражений не представил.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 15.15.10 КоАП РФ принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> Бельского П.С. послужило ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, организации, планирования соответствующих расходов бюджета на 2021г и плановый период 2022 и 2023 г, что повлекло нарушение порядка принятия бюджетных обязательств по Соглашению о ГЧП.
Изложенное явилось основанием для привлечения Бельского П.С. к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Отменяя постановление о назначении Бельскому П.С. административного наказания, судья районного суда пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ. При этом суд пришел к выводу о наличии в материалах дела писем о направлении предложений Губернатору Новосибирской области по инициативе Министерства здравоохранения Новосибирской области по выделению средств федерального бюджета на строительство инфекционной больниц, что по мнению суда свидетельствует о соблюдении порядка, предусмотренного действующим законодательством.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из статьи 26.1 названного Кодекса следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в числе иного, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Бюджетное законодательство определяет лимит бюджетных обязательств как
В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Бюджетное законодательство определяет лимит бюджетных обязательств как объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Под бюджетными ассигнованиями понимаются предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной статье под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Новосибирской области заключено Соглашение с ООО «Проекты развития 2» о государственно-частном партнерстве в отношении финансирования, проектирования, строительства и технического обслуживания объекта здравоохранения в Новосибирской области (инфекционной больницы). Законом об областном бюджете на 2021г в установленном порядке утверждены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия «Развитие инфраструктуры организации оказания медицинской помощи посредством применения механизмов государственно-частного партнерства» «ГП Развитие здравоохранения НСО», в виде предоставления субсидий юридическим лицам (Приложение № 9 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2021 год и плановый 2022 и 2023 годов» к Закону об областном бюджете на 2021г), в объеме: 75 000,0 тыс.руб на 2021г; 0,0 тыс.руб на 2022г; 0,0 тыс. руб на 2023г. Соглашением о ГЧП в редакции от 29.09.2021г установлена обязанность Министерства здравоохранения НСО предоставления ООО «Проекты развития 2» субсидии в объеме: 75 000,0 тыс.руб на выплату Капитального гранта; 2 399 800,0 тыс.руб на возмещение, которым предусмотрены платежи за поддержание технико-экономических показателей: на 2022г-15900,0 тыс.руб; на 2023г-32500,0 тыс.руб и инвестиционные платежи на 2022г-786 600,0 тыс.руб; на 2023г-1 564 800,0 тыс.руб. Таким образом, Министерством здравоохранения НСО приняты бюджетные обязательства по Соглашению о ГЧП на 2021г и плановый период 2022 и 2-023г на сумму 2 474 800,0 тыс.руб, что превысило утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
Законом об областном бюджете Новосибирской области на 2022г в редакции от 23.12.2021г Министерству здравоохранения Новосибирской области на реализацию мероприятия по строительству объектов здравоохранения по коду бюджетной классификации № бюджетные ассигнования не предусмотрены.
Бюджетной росписью на 2022г от 15.04.2022 (справка об изменении росписи расходов областного бюджета НСО на 2022г и плановый период 2023 и 2024г от 15.04.2022 № 114) Министерству здравоохранения НСО по коду бюджетной классификации № утверждены бюджетные ассигнования на 2022 год и плановый период 20023 и 2024г в объеме: 2 075 000, 0 тыс.руб; 0,0 тыс.руб на 2023г; 0,0 тыс.руб на 2024г. Лимиты бюджетных обязательств доведены Министерству здравоохранения в объеме утвержденных бюджетных ассигнований. При этом дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № № к Соглашению о ГЧП внесены изменения, в том числе увеличение размера Капитального гранта в 2022г с 75 000,0 тыс.руб до 2 075 000,0 тыс.руб; платежей за поддержание ТЭП: уменьшение в 2023г с 15 900,0 тыс.руб до 12 900,0 тыс.руб, увеличение в 2024г с 33 500,0 тыс.руб до 52 440,0 тыс.руб; инвестиционных платежей: уменьшение в 2023г с 1 564 800,0 тыс.руб до 1 158 620,0 тыс.руб, увеличение в 2024г с 1 564 800,0 тыс. руб до 4 617 280,0 тыс.руб.
Таким образом, Министерством здравоохранения НСО приняты бюджетные обязательства по Соглашению о ГЧП, в редакции от 16.09.2022г на 2022г и плановый период 2023 и 2024г на сумму, превышающую утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
Согласно ч.5 ст. 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» финансирование создания объекта соглашения, его эксплуатации и (или) технического обслуживания за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется исключительно за счет предоставления субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок принятия бюджетных обязательств и внесение изменений в ранее принятые бюджетные обязательства в пределах допущенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно местной администрацией муниципального образования.
Прекращая производство по настоящему делу на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, суд указал на наличие писем о направлении предложений Губернатору Новосибирской области по выделению средств федерального бюджета на строительство инфекционной больницы, однако суд не применил нормы материального права, подлежащие применению в данном конкретном случае. Выводы суда о прекращении производства по делу на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ основаны на неправильном применении норм процессуального права, поскольку суд не привел мотивов по которым пришел к выводу о принятии должностным лицом, <данные изъяты> предусмотренных законом мер, свидетельствующих о соблюдении порядка, при котором внесенные изменения являются законными.
Судом не исследованы представленные в дело доказательства, в том числе письма, приведенные судом в решении.
Допущенные нарушения являются существенными, привели к неправильному рассмотрению дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу инспектора Контрольно-счетной палаты Новосибирской области Бесперстовой О.В. удовлетворить.
Решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 07 августа 2023г, вынесенное в отношении <данные изъяты> Бельского П.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.10 КоАП РФ- отменить.
Дело возвратить в Центральный суд г. Новосибирска на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева