ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5537/2022 от 12.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5537/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 12 августа 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу директора Государственного автономного учреждения культуры Иркутского областного театра юного зрителя имени А.Вампилова ФИО6 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 01 апреля 2022г, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 06 мая 2022г, вынесенное в отношении ГАУК Иркутский областной театр юного зрителя им. А.Вампилова, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 01 апреля 2022г, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 06 мая 2022г, ГАУК Иркутский областной театр юного зрителя им. А.Вампилова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

В жалобе директор ГАУК ИОТЮЗ им. А.Вампилова ФИО7. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, 02.02.2022г в 19:00 час ГАУК Иркутский областной театр юного зрителя им.А.Вампилова, не выполнило требования предписания № 2/1/2 от 28.01.2021г ОНД и ПР по г. Иркутску об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объектах, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Ленина,23 и ул. Грязнова,1, правообладателем которых является ТЮЗ, а именно: для здания 1897 года постройки отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основании требований Федерального закона от 22 июля 2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности:;для здания 1925 года постройки отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основании требований Федерального закона от 22 июля 2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Изложенное явилось основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом поп делу об административном правонарушении, решением о проведении внеплановой выездной проверки от 03.02.2022г № 47, предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 2/1/1 от 28.01.2021г, выданного ГАУК ТЮЗ им. А.Вампилова, решением от 15.10.2021г о внесении изменений в предписание№ 2/1/1 от 28.01.2021, актом выездной внеплановой проверки, выпиской из ЕГРН об объектах недвижимости, выпиской из ЕГРЮЛ и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от него меры по их соблюдению.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

На основании пункта 8 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 статьи 6 настоящего Закона перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ от, для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Порядок разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капитального строительства утвержден приказом Минстроя России № 734/пр от 30 ноября 2020 «Об утверждении Порядка разработки и согласования СТУ для разработки проектной документации на объект капительного строительства».

Настоящий Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - Порядок) устанавливает требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ) в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В целях применения Порядка применяются обязательные требования, установленные частью 1 статьи 6 Технического регламента (п.2).

СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2018, N 53, ст. 8464) (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 ноября 2011 г. N 710 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22899) (далее - Административный регламент МЧС России) с изменениями, внесенными приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 декабря 2013 г. N 845 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2014 г., регистрационный N 31636), от 21 апреля 2014 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2014 г., регистрационный N 32193), от 20 мая 2016 г. N 272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2016 г., регистрационный N 42712), от 4 октября 2017 г. N 419 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2017 г., регистрационный N 48772), от 26 ноября 2018 г. N 529 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 февраля 2019 г., регистрационный N 53855), за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка (п.3).

СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными к применению техническими требованиями в области безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, и могут содержать дополнительные к установленным национальными стандартами и сводами правил (частями таких стандартов и сводов правил), включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, требования (далее - Обязательные требования), отступления от Обязательных требований, а также отсутствующие технические требования в области безопасности и отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс (п.5).

Вопреки доводам жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение приняло все необходимые меры для исполнения выданного предписания, в материалах дела не содержится.

Из договора № на выполнение работ по разработке СТУ по обе печению пожарной безопасности и проведение расчетов по оценке пожарного риска с разработкой компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности на объектах заказчика следует, что по поручению Заказчика Исполнитель принимает на себя обязательства в установленные сроки выполнить в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Договору), являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора: выполнение работ по разработке СТУ по обеспечению пожарной безопасности и проведению расчетов по оценке пожарного риска с разработкой компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности на объектах заказчика, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Ленина, 23(здание театра) и ул. Грязнова,1 (помещения общежития). Работы проводятся в целях приспособления объектов культурного наследия для современного использования и выполнения Предписания от 28.01.2021г, (п.1.1 Договора).

Обязанности Исполнителя по указанному Договору предусмотрены пунктом 4.2 Договора.

Согласно дополнительного соглашения к договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к соглашению об отмене второго этапа работ- выполнения работ по разработке СТУ по обеспечению пожарной безопасности для объектов № 1 и № 2, (л.д.35).

Из акта обследования технического состояния от 01.12.2021г, подписанного директором ФИО9 следует, что на основании приведенного выше договора проведено обследование технического состояния объекта, в том числе на предмет выявления отсутствия нормативных требований пожарной безопасности и необходимости разработки СТУ, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В ходе проведения обследования отсутствия нормативных требований пожарной безопасности для помещения ГАУК ТЮЗ им. А Вампилова, по адресу: г. Иркутск, ул. Грязнова, 1 и ул. Ленина, 23 не выявлено, а следовательно в соответствии с ч.2 ст. 78 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008, разработка СТУ не требуется.

Однако, наличие указанного акта не является заключением, которое был обязан выдать Исполнитель Заказчику на предусмотренных договором условиях. Кроме того, причина по которой директор пришел к такому выводу не указана, какого-либо обоснования данный акт не содержит, в связи с чем правовых оснований, позволяющих прийти к выводу о невозможности исполнения требований выданного предписания по настоящему делу, не имеется. Учреждение самостоятельно, без выяснения причин неисполнения предмета заключенного с Заказчиком договора, с учетом требований Технического задания, пришло к соглашению об отмене этапа работ по разработке СТУ. При рассмотрении настоящего дела учреждение также не представило допустимых доказательств, свидетельствующих о выполнении ими всех необходимых мер для исполнения законного предписания, выданного в установленном порядке.

В настоящей жалобе директор учреждения утверждает о незаконности предписания, полагая, что у учреждения отсутствует обязанность выполнения требований пожарной безопасности в части разработки специальных технических условий.

Ссылка в жалобе на отсутствие обязанности разработки и реализации специальных технических условий для эксплуатирующихся объектов, не могут повлечь отмену оспариваемых судебных актов, поскольку разработка специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности рассматриваемых объектов культурного наследия, необходима, что прямо предусмотрено нормами материального права, приведенными в изложенном выше федеральном законодательстве.

Вывод о наличии в действиях учреждения состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Из буквального толкования диспозиции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наступление административной ответственности.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судами обстоятельств и субъективное толкование норм материального и процессуального права, правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Порядок и срок привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 01 апреля 2022г, решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 06 мая 2022г, вынесенные в отношении ГАУК Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу директора ГАУК ТЮЗ им. А. Вампилова ФИО8. – без удовлетворения.

Судья: С.Н. Михеева