№ 16-553/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 15 марта 2022 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи ФИО1 на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку от 15 сентября 2021 года и решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 26 октября 2021 года в отношении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Зейского районного суда Амурской области от 26 октября 2021 года, юридическое лицо - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, заместитель начальника управления ФИО1 ставит вопрос об отмене обжалуемых судебных актов, прекращении производства по делу.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства установлена административная ответственность в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3- ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется среди прочих право при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, выдавать должностным лицам этих организаций и индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 22, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца (часть 4 статьи 13 названного закона).
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации к административной ответственности) установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (пункт 5.2.4); обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения (пункт 5.3.1).
Как установлено по делу, 10 июня 2021 года начальником МО МВД России «Зейский» в адрес главы города Зеи было направлено предписание, которым возложена обязанность принять меры по устранению выявленных недостатков (повреждений, выбоин), размеры которых в длину более 15 см, в глубину более 5 см, о принятых мерах сообщить в МО МВД России «Зейский». В ответ на данное представление администрацией города Зеи 9 июля 2021 года сообщено о проведении специалистами МБУ «Единая служба по благоустройству города Зеи» работ по устранению недостатков улично-дорожной сети, указанной в представлении, планируемый срок окончания работ 31 июля 2021 года. В ходе повторного осмотра дорог 11 августа 2021 года установлено, что недостатки в содержании дорожной уличной сети в границах городского округа не устранены.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Зеи, утвержденного постановлением главы города Зеи №1229 от 31 октября 2005 года, названное управление является органом местного самоуправления, которое реализует политику администрации города в области архитектуры и градостроительства, является главным распорядителем средств города Зеи по расходам ведомственной классификации бюджета города Зеи на соответствующий год, имеет статус юридического лица, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет ответственность (пункты 1.1, 1.4, 1.5). Организация работ по содержанию дорог относится к одной из основных задач Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи (пункт 3.1 Положения).
Невыполнение требований законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении допущенных нарушений в содержании муниципальных дорог в срок до 11 июля 2021 года повлекло возбуждение в отношении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, и привлечение органа местного самоуправления к административной ответственности на основании указанной нормы.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробный перечень которых приведен в оспариваемых судебных актах в соответствии с материалами дела, оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи не приняло всех зависящих от него мер по выполнению предписания об устранении нарушений при содержании местных дорог в установленный срок и обоснованно привлечено к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Законность выданного предписания была предметом проверки по делу и сомнений не вызывает.
Тот факт, что предписание было выдано главе города Зеи не исключает привлечение к административной ответственности за его неисполнение юридическое лицо - структурное подразделение возглавляемой администрации, отвечающее за содержание муниципальных дорог, являющееся распорядителем бюджетных средств, выделяемых на указанные цели.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 25 указанного закона юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Субъектами административной ответственности, установленной частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные и юридические лица.
Из анализа приведенных норм следует, что к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, может быть привлечено как юридическое лицо, так и его руководитель, в том числе и в случае, когда предписание выдано только на имя должностного лица.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 35 Устава города Зеи, утвержденного решением Зейского городского Совета народных депутатов от 8 августа 2014 года № 27/56, глава города Зеи в пределах полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области.
С учетом изложенного, глава города Зеи имеет полномочия руководителя в отношении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи, являющегося органом местного самоуправления, входящим в структуру администрации.
При указанных обстоятельствах неисполнение в установленный срок предписания органа государственного надзора за безопасностью дорожного движения, выданного главе администрации города Зеи, повлекло обоснованное привлечение подчиненного ему юридического лица, ответственного за содержание муниципальных дорог, к установленной части 27 статьи 19.5 КоАП РФ административной ответственности.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией части 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
постановление и.о. мирового судьи Амурской области по Зейскому городскому судебному участку от 15 сентября 2021 года и решение судьи Зейского районного суда Амурской области от 26 октября 2021 года в отношении Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заместителя начальника управления ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева