№ 16-99/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 23 января 2020 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО1 в интересах АО «Дальтрансгаз» на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 от 7 декабря 2018 года, решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 февраля 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 апреля 2019 года в отношении АО «Дальтрансгаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Стеблянских Р.В. от 15 ноября 2018 года в отношении акционерного общества «Дальтрансгаз» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 от 7 декабря 2018 года, оставленным без изменения решениями судей Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 февраля 2019 года и Хабаровского краевого суда от 4 апреля 2019 года, юридическое лицо - АО «Дальтрансгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО1 в интересах АО «Дальтрансгаз» в соответствии с частью 1 статьи 30.12. КоАП РФ обратился в Девятый кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить обжалуемые постановление должностного лица административного органа и судебные акты как незаконные, постановленные при неправильно установленных фактических обстоятельствах дела.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1-3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242, все виды отходов из категории «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» относятся к IV классу опасности.
Основанием для привлечения АО «Дальтрансгаз» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ на основании постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу от 7 декабря 2018 года, признанного законным судебными решениями, послужили результаты проведенной прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что общество, проведя в сентябре 2018 года работы по текущему ремонту участка магистрального газопровода «Октябрьский-Хабаровск», расположенного в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края, и демонтировав трубы стальные газопроводов отработанные в объеме 0,609 тонн, в нарушение требований статей 14, 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ не провело паспортизацию указанных отходов, относящихся к IV классу опасности, не включило в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не утвердило нормативы образования отходов, а учло их как отходы V класса опасности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Для достижения указанных целей на судье, органе должностном лице, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, лежит обязанность выяснить: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства должны подтверждаться собранными по делу доказательствами, подлежащими оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Отсутствие по делу относимых, допустимых, достоверных доказательств, которые бы в своей совокупности были достаточными для целей установления лица виновным в совершении вмененного правонарушения, влечет за собой прекращение производства по делу.
Возбудив дело об административном правонарушении в отношении АО «Дальтрансгаз» и признав общество виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, прокурор, административный орган и суды исходили из того, что общество нарушило требования природоохранного законодательства при обращении с отходами IV класса опасности, к которым относятся «трубы стальные газопроводов отработанные».
Оспаривая состоявшиеся по делу выводы, юридическое лицо последовательно настаивало на том, что обнаруженные в ходе прокурорской проверки катушки весом 0,609 тонн не использовались в системе газопровода, являются металлическим ломом и учтены в качестве отходов V класса опасности, включены в проект нормативов образования отходов.
Признавая возражения АО «Дальтрансгаз» несостоятельными, суды обеих инстанций исходили из акта освидетельствования состояния товарно-материальных ценностей от 24 сентября 2018 года, составленного комиссией АО «Дальтрансгаз», в котором две катушки описаны как часть основных средств, демонтированных при текущем ремонте магистрального газопровода «Октябрьский-Хабаровск».
Вместе с тем данное доказательство не может быть признано достаточным для целей соблюдения установленного статьей 24.1 КоАП РФ принципа о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, поскольку объективно не характеризует предмет правонарушения, и основано лишь на предположении о том, что металлические катушки являются частями труб стальными газопроводов отработанными.
Приказом Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 утвержден Порядок отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно настоящему Порядку для их включения в ФККО.
АО «Дальтрансгаз» в сентябре 2018 года, на момент образования отходов, поименовало их как «лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков несортированные» и исходя из сведений, содержащихся в ФККО, отнесло их к V классу опасности, отразив в учетных документах за 3 квартал 2018 года, что не вызвало у контролирующих органов возражений.
При указанных обстоятельствах, акт состояния товарно-материальных ценностей, составленный 24 сентября 2018 года комиссией АО «Дальтрансгаз», не обладающей специальными познаниями для определения химического или компонентного состава описываемых ценностей, не может быть признан достаточным доказательством для опровержения последующего решения АО «Дальтрансгаз» о том, что демонтированные катушки являются «ломом и отходами, содержащими незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков несортированные».
Кроме того, к настоящей жалобе защитником АО «Дальтрансгаз» приложена копия вступившего в законную силу решения Хабаровского районного суда Хабаровского края от 24 июня 2019 года, в котором содержится основанный в том числе на экспертном заключении вывод о том, что демонтированные в сентябре 2018 года при текущем ремонте магистрального газопровода катушки не являются трубами стальными газопроводными отработанными и могли использоваться для отвода воды или грунтовых вод.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное в своей совокупности свидетельствует о возникновении неустранимых сомнений в виновности АО «Дальтрансгаз» в совершении вмененного в вину административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 от 7 декабря 2018 года, решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 февраля 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 апреля 2019 года в отношении АО «Дальтрансгаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л а:
жалобу защитника ФИО1 в интересах АО «Дальтрансгаз» удовлетворить.
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Дальневосточному федеральному округу ФИО2 от 7 декабря 2018 года, решение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 11 февраля 2019 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 4 апреля 2019 года в отношении АО «Дальтрансгаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева