ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5564/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Ю на вступившие в законную силу постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 января 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 25 февраля 2020 г., вынесенные в отношении Ю по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 января 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 25 февраля 2020 г., Ю признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ю. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ю. к административной ответственности).
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Статьей 13 названного Федерального закона определено, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность. Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Также пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 8 декабря 2014 г. аудиозапись исполнителя «Тимур Муцураев» под названием «Исламская Умма» признана экстремистской.
На основании указанного решения видеозапись включена в Федеральный список Министерства юстиции Российской Федерации экстремистских материалов под № 2793.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 1 ноября 2019 г. в ходе мониторинга должностным лицом социальной сети «ВКонтакте» выявлена страница пользователя под именем «<данные изъяты>» по электронному адресу <адрес>, где для публичного просмотра с 2014 г. размещена аудиозапись исполнителя «Тимур Муцураев» под названием «Исламская Умма», которая признана экстремистской и включена в Федеральный список Министерства юстиции Российской Федерации экстремистских материалов под № 2793.
Поскольку социальная сеть является Интернет-ресурсом и представляет собой совокупность информации, содержащейся в сети Интернет, то физическое лицо, зарегистрированное в сети на данном сайте по определенному адресу, вправе обеспечивать доступ к информации, размещенной на его странице неопределенному кругу лиц, в соответствии с Правилами, устанавливаемыми администратором данного сайта.
Следовательно, размещение запрещенных законом экстремистских материалов на своей странице, при наличии доступа к ней иных лиц, следует рассматривать как фактическое распространение пользователем данной страницы информации, содержащей экстремистскую направленность.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 января 2020 г. (л.д. 2); определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19 ноября 2019 г. (л.д. 5); рапортом младшего о/у 2 отделения ЦПЭ УМВД России по Оренбургской области К (л.д. 7); протоколом осмотра места происшествия от 1 ноября 2019 г. (л.д. 8-12); скриншотами страниц сети Интернет (л.д. 13-20); письменными объяснениями Ю.(л.д. 27); протоколом осмотра помещений, территорий (л.д. 28); выпиской из Федерального списка экстремистских материалов Министерства юстиции Российской Федерации (л.д. 33) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, совершенное Ю. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, опровергается собранными по делу доказательствами, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ю объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Ю в пределах санкции статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Промышленного районного суда г. Оренбурга от 23 января 2020 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 25 февраля 2020 г., вынесенные в отношении Ю по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ю. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова