ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-5565/2023
г. Санкт-Петербург 24 ноября 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу Макаркина В.П. на вступившие в законную силу постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми № от 13 октября 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2023 года, вынесенные в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Макаркина Виктора Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми № 07-21-21/15-2022 от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2023 года, руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Макаркин В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Макаркин В.П. выражает несогласие с постановлением должностного лица и судебными решениями, ставит вопрос об их отмене, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает, в том числе принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ч. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года № 258н утвержден Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства.
В силу пунктов 2, 3 указанного Порядка постановка на учет бюджетных и денежных обязательств и внесение в них изменений осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, реквизиты которых установлены в приложениях № 1 и № 2 к настоящему Порядку соответственно.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, формируются в форме электронного документа в информационных системах Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или иного лица, уполномоченного действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных этим Порядком, органа Федерального казначейства в соответствующей информационной системе.
Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются получателем средств федерального бюджета или органом Федерального казначейства с учетом положений пунктов 8 и 22 данного Порядка.
Подпунктом "б" пункта 8 Порядка установлено, что сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных, в том числе пунктом 4 графы 2 Перечня формируются в соответствии с этим Порядком получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней, следующих за днем заключения государственного контракта, договора.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Россельхознадзора по Республике Коми с обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> заключен договор от 17 февраля 2021 года на сумму <данные изъяты> рублей, на основании которого в программном продукте "автоматизированная система" Федерального казначейства сформированы и поставлены на учет 12 марта 2021 года Сведения о бюджетном обязательстве № на сумму контракта, то есть с превышением установленного срока постановки на учет бюджетного обязательства.
Сведения о бюджетном обязательстве подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью Макаркина В.П.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Макаркина В.П. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Действия должностного лица Макаркина В.П., не исполнившего надлежащим образом свои служебные обязанности, квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и положениями бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Макаркин В.П. не исполнил свои служебные обязанности надлежащим образом, не поставил своевременно на учет бюджетное обязательство на сумму 18 511 рублей на основании заключенного договора, либо не проконтролировал своевременную поставку на учет этого обязательства иным сотрудником учреждения, что также входит в его обязанности.
В связи с чем Макаркин В.П. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой.
Вопреки доводу жалобы, принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ повод для возбуждения дела об административном правонарушении не исключает, с учетом того, что ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, установившая исключительный случай возбуждения дел после проведения контрольного (надзорного) мероприятия, введена в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 290-ФЗ с 25 июля 2022 года, то есть после поступления в административный орган материалов, содержащих данные о наличии события административного правонарушения. В настоящем случае проведение проверки во взаимодействии с контролируемым лицом не требовалось, поскольку правонарушение было выявлено в результате представления сведений контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 марта 2021 года № 9-П, проверка содержащихся в обращении физического или юридического лица данных, указывающих на событие административного правонарушения, в целях установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения дела об административном правонарушении может осуществляться путем проведения мероприятий по контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ или иными нормативными актами, при наличии закрепленных в них оснований для контрольных мероприятий. Вместе с тем проведение контрольных мероприятий не меняет порядка рассмотрения обращений, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагая в итоге принятие должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, процессуального решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении.
Введение Правительством Российской Федерации ограничений для возбуждения дел об административных правонарушениях по результатам государственного контроля (надзора), муниципального контроля не отменяет предусмотренные КоАП РФ процессуальные механизмы получения доказательств по делу и производства по нему, включая возможность проведения административного расследования, которое согласно подпункту "а" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Комплекс контрольных (надзорных) мероприятий и действий, осуществляемых в соответствии с главами 13, 14 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не подменяет собой порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренный КоАП РФ.
Признаков малозначительности совершенное Макаркиным В.П. административное правонарушение не содержит.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.5 и ст. 1.6 КоАП РФ, не нарушены.
Порядок и срок давности привлечения Макаркина В.П. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением Макаркина В.П., позволяющих применить положения ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не установлено, поскольку совокупности условий, необходимых для их применения по делу не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При рассмотрении жалоб на постановление должностного лица судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья городского суда и судья вышестоящей инстанции пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения Макаркина В.П. к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судебных инстанций не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми № от 13 октября 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 января 2023 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 8 февраля 2023 года, вынесенные в отношении руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Макаркина Виктора Петровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова