ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5587/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Саратов 17 сентября 2021 г.
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу защитника Матвеева В.М. (далее – Матвеев В.М.), действующего в интересах закрытого акционерного общества «Лётные проверки и системы», на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 г., решение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 28 апреля 2021 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Лётные проверки и системы» (далее – ЗАО «Лётные проверки и системы») по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 г. № 04Ю, оставленным без изменения решением судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г. и решением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 28 апреля 2021 г., ЗАО «Лётные проверки и системы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Матвеев В.М., действующий в интересах ЗАО «Лётные проверки и системы», просит отменить состоявшийся по делу акты, приводя доводы о их незаконности, и прекратить производство по делу.
ЗАО «Лётные проверки и системы», уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражений на неё не представило.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ЗАО «Лётные проверки и системы» к административной ответственности), нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7, хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты (пункт 1 статьи 55 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
Согласно пункту 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48, на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера.
Подпунктом 26 пункта 9 Положения о Мордовском государственном природном заповеднике имени П.Г. Смидовича, утвержденного Приказом Минприроды России от 6 декабря 2013 г. № 571, также предусмотрено указанное требование.
Как усматривается из материалов дела, 13 августа 2020 года в период с 9 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 14 часом 00 минут до 17 часов 00 минут по московскому времени воздушное судно Лаборатории Ан-26, принадлежащее ЗАО «Летные проверки и системы», совершало полеты ниже 2000 метров над зоной ограничения UUR326, а именно - над территорией Мордовского государственного природного заповедника имени П.Г. Смидовича. При направлении воздушного судна на осуществление полетов в интересах ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ» ЗАО «Летные проверки и системы» не согласовало полеты с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Заповедная Мордовия» или контролирующим природоохранным органом, в связи с чем в его действиях усматривается нарушение режима особой охраны природной территории Мордовского государственного природного заповедника имени П.Г. Смидовича.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ЗАО «Летные проверки и системы» в соответствии с установленными обстоятельствами правильно квалифицировано по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы в нарушение приведенных требований законодательства об особо охраняемых природных территориях ЗАО «Летные проверки и системы» не согласовало пролет самолета ниже 2000 метров над территорией заповедника с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Заповедная Мордовия» или контролирующим природоохранным органом, что образует в деянии общества состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой. При этом у ЗАО «Летные проверки и системы» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако названным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Также следует отметить, что отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует законодательство об особо охраняемых природных территориях.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ЗАО «Летные проверки и системы» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Заповедная Мордовия» от 23 декабря 2020 г., решение судьи Темниковского районного суда Республики Мордовия от 10 февраля 2021 г. и решение судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 28 апреля 2021 г., вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Лётные проверки и системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Матвеева В.М., действующего в интересах закрытого акционерного общества «Лётные проверки и системы», – без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев