ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5636/2022ПО от 11.08.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 16-5636/2022 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 11 августа 2022г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу Ямбаевой Евгении Викторовны и ее защитника Рыморенко Ярославы Юрьевны, действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 18 февраля 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2022г., вынесенные в отношении исполняющего обязанности ректора частного образовательного учреждения высшего и дополнительного образования «Байкальский гуманитарный институт» (далее - ЧОУ ВДО «Байкальский гуманитарный институт», учреждение) Ямбаевой Евгении Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 18 февраля 2022г., оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2022г., должностное лицо - исполняющая обязанности ректора ЧОУ ВДО «Байкальский гуманитарный институт» Ямбаева Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 30000 рублей.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 и ее защитник настаивают на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителей позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Требования, обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - объекты (территории), установлены постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2019 N 1421. (далее – Требования).

Из положений п. 2 Требований следует, что под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), правообладателями которых являются Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственные ему организации, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере науки, высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

Пунктом 4 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно акту обследования и категорирования от 18 июля 2019г. (л.д.42 т.1) здания и территории по ул. К. Маркса, 35 г. Иркутска, владельцем которых является ЧОУ ВДО «Байкальский гуманитарный институт», объекту присвоена 2 категория в целях антитеррористической защищенности.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки заместителем прокурора г. Иркутска 16 декабря 2021г. установлено, что ЧОУ ВДО «Байкальский гуманитарный институт», должностным лицом которого – исполняющим обязанности ректора является ФИО1, не соблюдаются требования и не осуществляются мероприятия по антитеррористической защищенности объекта 2 категории, расположенного по ул. К. Маркса, 35 г. Иркутска, а именно:

- не осуществляются ежедневные проверки (обход и осмотр) зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта, чем нарушен пп «в» п.23 Требований;

- не размещены наглядные пособия, содержащие информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схема эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, чем нарушены положения пп «м» п.28 Требований;

- не разработан план взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму (нарушение пп «в» п.29 Требований);

- кабинеты №№ 9,10, а также кабинет ректора и деканата не оборудованы инженерно-техническими средствами охраны с выводом сигнала тревоги на пост охраны (не соблюдены пп «г» п.22 Требований, Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) - Приложение №4 к паспорту безопасности);

- система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных в течение 1 месяца, однако хранение и архивирование данных объекта составляет 21 день (несоблюдение п. 33 Требований).

Указанные обстоятельства послужили основанием для признания ФИО1 виновной по ч.1 ст. 20.35 КоАП РФ с назначением административного наказания мировым судьей.

С выводами мирового судьи согласился судья районного суда.

С выводами судебных инстанции нет оснований не согласиться.

Обстоятельства дела подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего вопросы антитеррористической защищенности социально значимых объектов.

Всем доводам жалобы заявителя, в том числе о том, что ФИО1 не является субъектом административной ответственности, судебными инстанциями дана правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.

Должностные лица на основании ст. 2.4 КоАП РФ подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно Уставу ЧОУ ВДО «Байкальский гуманитарный институт» (п. 5.7), ректор осуществляет руководство образовательным процессом, в том числе распределяет должностные обязанности между научно-педагогическими работниками коллектива и консультантами, что свидетельствует о наличии у ректора организационно-распорядительных функций руководителя. Таким образом, в подчинении ФИО1 находятся участники образовательного процесса, в том числе сотрудники педагогического коллектива, занятые в образовательном процессе, осуществляемом на рассматриваемом объекте.

Из договора возмездного оказания услуг от 1 июня 2021г., заключенного учредителем учреждения с ФИО1, также следует, что на нее возлагается и ею приняты обязательства руководства учреждением в части образовательного процесса. Также в договоре оговорено, что она имеет право на рабочее место, соответствующее условия труда, вместе с тем вправе не придерживаться правил внутреннего трудового распорядка учреждения (л.д.50).

Указанное свидетельствует о том, что в силу п. 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности учреждения как объекта 2 категории в целях антитеррористической защищенности возложена на ФИО1 как на должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте.

То обстоятельство, что наряду с должностными лицами, осуществляющими непосредственное руководство деятельностью работников на объекте, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается и на руководителей организаций, являющихся правообладателями таких объектов, не свидетельствует о невиновности, в данном случае, ФИО1

Незаключение с ФИО1 трудового договора, на что указывают заявители жалобы, не исключает наличие у нее функций руководителя на указанном объекте.

Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты незаконными, подлежащими отмене.

Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ, всем доводам, имеющим правовое значение, дана оценка.

Порядок и срок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.

Вместе с тем полагаю возможным изменить вынесенные по делу судебные акты, исключив из объема обвинения нарушение п. «в» п. 29 Требований о неразработке учреждением плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Росгвардии или подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии по вопросам противодействия терроризму, поскольку доводы стороны защиты о том, что указанный план имелся у учреждения на начало проверки прокурора и был представлен прокурору в ходе проверки, не имеют опровержения в материалах дела.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Иркутска от 18 февраля 2022г. и решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 5 мая 2022г. изменить, исключив указание на отсутствие у учреждения плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Росгвардии или подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии по вопросам противодействия терроризму.

В остальной части указанные судебные акты оставить без изменений, жалобу ФИО1 и ФИО2 - без удовлетворения.

Судья /подпись/ С.Н. Булычева