ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5640/2022 от 20.10.2022 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5640/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 20 октября 2022 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Экосистема» Кочуровой И.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха от 28 марта 2022 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 02 июня 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 21 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Экосистема»,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха № 163-2022 от 28 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Челябинска от 02 июня 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Экосистема» (далее – ООО «Экосистема») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Челябинского областного суда от 21 июля 2022 года постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменены, снижен размер административного штрафа до 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО «Экосистема» Кочурова И.В. просит об отмене вынесенных по делу об административном правонарушении актов, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений у юридического лица не было обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события правонарушения.

Прокуратурой города Златоуста возражения на доводы жалобы не представлены.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

Ответственность по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ наступает за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, что влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Златоуста в отношении ООО «Экосистема» была проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о лицензировании, об экологической экспертизе при исполнении муниципального контракта № 27 от 24 мая 2021 года на выполнение работ по объекту: «Очистка и рекультивация земельного участка, загрязнённого мазутом и расположенного по адресу: <данные изъяты>

ООО «Экосистема» осуществляет выемку замазученного грунта, его транспортировку и последующую утилизацию. Проектная документация прошла экологическую экспертизу.

Производственная площадка ООО «Экосистема», расположенная по адресу: Челябинская область, ориентир южная окраина п. Трубный, имеет код объекта <данные изъяты>П, относится к федеральному уровню надзора, I-я категория.

ООО «Экосистема» относится к значительной категории риска, дата включения в реестр – 16 июля 2018 года.

Согласно учетных данных в области обращения с отходами на момент проверки юридическим лицом получено 23766,20 тонн отходов III класса опасности – грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов более 15 %), код по ФККО 9 31 100 01 39 3, обезврежено 6768 тонн отходов, остаток 16998,220 тонн.

Всего обществом накоплено 10465,249 тонн отходов, образовано 3,780 тонн, получено от других лиц 23818,527 тонн, утилизировано 26,799 тонн, обезврежено 8617,746 тонн, передано 205,080 тонн, на конец отчетного периода накоплено 25448,231 тонны.

Согласно отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2020 год у ООО «Экосистема» образовались отходы I-V классов опасности в количестве 51 наименования.

ООО «Экосистема» предоставлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который не утвержден территориальным органом Росприроднадзора.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ООО «Экосистема» к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктами 1, 10 статьи 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, в составе которого содержатся нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Согласно частям 6, 7 статьи 11 Федерального закона № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (часть 1.1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона № 219-ФЗ).

До 01 января 2021 года действовал Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50, который, как следует из пункта 2 данного порядка, предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующий порядок для субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовал.

Отнесение ООО «Экосистема» с 01 августа 2016 года к микропредприятиям подтверждено материалами дела (л.д. 15-17, 170).

Учитывая изложенное, вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что в связи с образованием, размещением отходов в 2020 году ООО ««Экосистема» должно было иметь утверждённые нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, следует признать основанным на ошибочном толковании закона.

При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ постановление должностного лица, решения судей районного и областного судов, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ООО «Экосистема» состава вменяемого административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта государственного экологического надзора по г. Челябинску и Челябинской области и надзора в сфере охраны атмосферного воздуха от 28 марта 2022 года, решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 02 июня 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 21 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Экосистема» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.Н. Чиркова