ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5645/2021 от 21.12.2021 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5645/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 декабря 2021 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» (далее – АО «ЧФМК») Короткова И.Е. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 23 от 16 марта 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении АО «ЧФМК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 23 от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2021 года, АО «ЧФМК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель АО «ЧФМК» Коротков И.Е. просит судебные решения отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

От военного прокурора Вологодского гарнизона Егорычева И.В. поступили возражения относительно поданной жалобы.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в статье 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Перечни), поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

На основании вышеизложенного, предусмотренная статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность по передаче сведений о заключении трудового договора устанавливается только в случае заключения трудового договора с лицом, замещавшим должности государственной или муниципальной службы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" должности государственной службы подразделяются на:

должности федеральной государственной гражданской службы;

должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

воинские должности;

должности федеральной государственной службы иных видов.

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями государственной службы. Трудовая деятельность работников, замещающих такие должности, регулируется законодательством Российской Федерации о труде (пункт 6 статьи 8 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения АО «ЧФМК» к административной ответственности послужили нижеследующие обстоятельства.

Военной прокуратурой Вологодского гарнизона в ходе проверки требований законодательства о противодействии коррупции получена информация о нарушениях закона при приеме на работу граждан, ранее замещавших должности государственной службы. Как установлено в ходе проверки, указанная обязанность нарушена АО «ЧФМК» при трудоустройстве бывшего государственного служащего - заведующего складом ФГКВОУ ВО «Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники» ФИО1. Так, 06.08.2020 года между АО «ЧФМК» и ФИО1 заключён трудовой договор о принятии последнего на работу в указанную организацию с 10.08.2020 на должность инженера по противопожарной защите, издан приказ о его приеме на работу от 06.08.2020 №П00106. Уведомление о трудоустройстве ФИО1 в образовательное учреждение из АО «ЧФМК» в нарушение части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ по истечении 10 дней со дня трудоустройства не направлено. При этом, согласно сведениям из копии трудовой книжки ФИО1, а также сведений из ФГКВОУ ВО «Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники», ФИО1 в период трудоустройства занимал должность заведующего складом в Университете.

Принимая решение о привлечении АО «ЧФМК» к административной ответственности, судебные инстанции исходили из того, что занимаемая ФИО1 в ФГКВОУ ВО «Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники» должность заведующего сладом является должностью государственной службы. При этом, судебные инстанции сослались на Указы Президента Российской Федерации от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", от 18.05.2009 года № 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и Приказ Министра обороны РФ от 21.11.2019 N 685 "Об утверждении Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее – Приказ № 685).

Между тем, вышеуказанными Указами Президента Российской Федерации должность заведующего складом подведомственного Министерству Обороны РФ государственного образовательного учреждения не отнесена к должностям федеральной государственной службы.

Пунктом 10 Перечня воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", утвержденного Приказом № 685, должность заведующего складом отнесена к должностям работников в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, и в воинских частях.

Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять как граждане, замещающие должности государственной службы, так и граждане, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

На основании вышеизложенного, ФИО1 в ФГКВОУ ВО «Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники» предоставлял указанные сведения как гражданин, замещающий должность работника (заведующий складом) в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации.

Сведений о том, что занимаемая ФИО1 должность заведующего складом отнесена к должности государственной службы, материалы дела не содержат. Установленная нормативным актом обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей сама по себе не предопределяет отнесение должности обязанного лица к должности государственной службы, поскольку в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность по предоставлению указанных сведений возложена не только на лиц, замещающих должности государственной (муниципальной службы).

Принимая во внимание, что ФИО1 в ФГКВОУ ВО «Военный ордена Жукова университет радиоэлектроники» не замещал должность государственной службы, у АО «ЧФМК» отсутствовала установленная статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность по передаче сведений о заключении с ним трудового договора. С учетом данного обстоятельства, в действиях АО «ЧФМК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 23 от 16 марта 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении АО «ЧФМК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 23 от 16 марта 2021 года и решение судьи Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин

общей юрисдикции