№ 16-5704/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 23 ноября 2021 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 09 июня 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 09 июня 2020 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит об отмене приведенных постановления и решения, прекращении производства по делу, приводя доводы о его незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ) установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
В пункте 31 постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, 12.03.2020 в период с 08 ч. 12 мин. до 09 ч. 10 мин., находясь у д. 6 по Исаакиевской пл. в Санкт-Петербурге, провел публичное мероприятие в виде одиночного пикетирования с целью «Отменить поправки в Конституцию РФ», имея при себе плакаты следующего содержания «Депутаты не участвуйте в преступлении! Отклоните антиконституционные поправки!».
При проведении данного одиночного пикетирования ФИО1 находился в непосредственной близости, на расстоянии более 50 метров, от иного лица, проводившего одиночное пикетирование, а именно: находящегося по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 6, 12.03.2020 в период с 08 ч 12 мин. до 09 ч. 10 мин., с плакатом следующего содержания: «Heт правопреемству с империей зла - СССР. С красным террором, со сталинским! репрессиями и геноцидом, с оккупацией Восточной Европы и «холодной войной». Нет антиконституционным поправкам», «Депутаты законодательного собрания! Не голосуйте за государственный переворот! Отклоните поправки Конституцию!».
Данные граждане, а именно, ФИО1 и иное лицо, проводили одиночные пикеты, которые с достаточной очевидность были объединены единством цели - отменить поправки в Конституцию РФ, а также проводились одновременно и территориально тяготели друг другу, участники указанных пикетов использовали ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации - плакаты указанного выше содержания, и выдвигали общие требования. При этом, проведение данного пикетирования, осуществляемого в виде совокупности одиночных пикетов не было согласовано с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга в указанном месте в указанное время, в нарушение п. 6 ст. 2, ч. ч. 1, 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ответу Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 12.03.2020 года по информации, полученной из открытых источников в сети «Интернет» (социальная сеть «В контакте») организатор публичного мероприятия – группа «Демократический Петербург – Мирное Сопротивление», проводил предварительную агитацию, сообщая гражданам информацию о месте, времени, целях проведения публичного мероприятия «Акция в защиту конституционного строя 12 и 15 марта», формат – сменяющиеся одиночные пикеты, а также призывал граждан принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении от 12.03.2020 (л.д. 5-7), протокол о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 12.03.2020 (л.д.9), протокол об административном задержании от 12.03.2020 (л.д.8), рапорты инспекторов ОБ ППСП УМВД России по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга ФИО3 и ФИО4 (л.д.12-15), письмо Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 12.03.2020 года (л.д.23-25), письмо Администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга от 12.03.2020 года (л.д.27), оцененные в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ФИО1 обоснованно квалифицированы судьей Калининского районного суда Санкт-Петербурга по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, поскольку он провел публичное мероприятие без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с проведением одиночного пикетирования подлежат отклонению, как необоснованные.
Исходя из положений части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, с учетом разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судебными инстанциями на основании имеющихся в деле доказательств обоснованно сделан вывод о наличии совокупности актов пикетирования, один из которых провел ФИО1, объединенных единым замыслом и общей организацией.
С учетом изложенного выводы судьи районного суда о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения сомнений не вызывают, а несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
ФИО1 назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2020 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 09 июня 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции