ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5728/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 сентября 2021 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2021 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Комитета Гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл ФИО1 (далее ФИО1),
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2021 года, ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит вынесенные в отношении него судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения выступают отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Предметом правонарушения являются требования и мероприятия в области гражданской обороны.
Объективную сторону правонарушения составляют действия либо бездействие, связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Субъектами правонарушений являются должностные лица и юридические лица, нарушающие правила эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правила использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон о гражданской обороне), гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В силу статьи 6 Федерального закона о гражданской обороне Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны; руководит организацией и ведением гражданской обороны; издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны; определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона о гражданской обороне органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ; муниципальных образований в области гражданской обороны, в том числе определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий; местного уровня по гражданской обороне.
Согласно статьи 9 Федерального закона о гражданской обороне; организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого: функционирования в военное время;
осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.|
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 года № 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее Правила)
Приказом МЧС России от 28 ноября 2016 года № 632 утверждены показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.
Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 (в ред. от 30 сентября 2019 года) утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также планирование их действий; создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ; разработка современных технологий и технических средств для проведения аварийно-спасательных работ; организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время; учет и ведение реестров нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны, и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения врио начальника ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 26 октября 2020 года № 14, в период с 30 октября по 27 ноября 2020 года специалистом отдела нормативно-технического УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Марий Эл в отношении Комитета Гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл) проведена плановая выездная проверка соблюдения требований и мероприятий в области гражданской обороны, установленных федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В результате проверки составлен акт от 27 ноября 2020 года № 14, согласно которому было установлено, что ФИО1, являясь председателем Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл, одновременно ответственным за выполнение возложенных на Комитет полномочий, не обеспечил выполнение мероприятий в области гражданской обороны, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Комитетом ГО и ЗН Республики Марий Эл, а именно: не произвел в 2020 году (в период с 1 января по 27 ноября) с учетом вступивших в силу в 2020 году изменений в действующее законодательство в области гражданской обороны, отнесение организаций: ГБУ Республики Марий Эл «Марийская аварийно-спасательная служба», Республиканское ГКУ ДПО «Учебной методический центр экологической безопасности и защиты населения», Республиканское ГКУ «Специализированный центр «Защита», Республиканское ГКУ «Информационный центр Республики Марий Эл», находящихся в ведении Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл, в соответствии с Положением и уставами названных учреждений и являющихся организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, к категориям по гражданской обороне в соответствии с показателями, установленными МЧС России.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 постановлением мирового судьи, с которым согласился судья городского суда, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ФИО1 как руководителя Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете ГО и ЗН Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 8 февраля 2018 года № 44, Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим реализацию полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также полномочий органа управления системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Республики Марий Эл.
Согласно пункту 7 Положения, Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл в пределах своих полномочий организует деятельность государственных учреждений Республики Марий Эл, находящихся в его ведении.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ правопредшественником Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл является Департамент экологической безопасности природопользования и защиты населения Республики Марий Эл. Председателем Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл является ФИО1
Согласно Приложению к письму ГУ МЧС России по Республике Марий Эл от 13 октября 2020 года № ИВ-170-3 53, на Комитет ГО и ЗН Республики Марий Эл возложены обязанности, предусмотренные статьей 8 Федерального закона о гражданской обороне.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1, являющийся руководителем Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл, и не исполнивший надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Действия руководителя Комитета ГО и ЗН Республики Марий Эл ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области гражданской обороны.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы в рассматриваемом деле об административном правонарушении совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям прийти к выводу о том, что состав административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы об отсутствии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения являлись предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признаны несостоятельным с указанием мотивов, изложенных в обжалуемых судебных решениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и не является правовым основанием к отмене принятых по делу решений.
Иная оценка лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судебных инстанций и незаконности вынесенных по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Что касается заявленного в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ФИО1 ходатайства о восстановлении срока обжалования судебных актов, то его следует оставить без рассмотрения, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях срок обжалования вступивших в законную силу процессуальных актов в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 названного Кодекса, не установлен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 25 февраля 2021 года, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 апреля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя Комитета Гражданской обороны и защиты населения Республики Марий Эл ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Решение22.09.2021