ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5743/2021 от 23.09.2021 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5743/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 сентября 2021 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу управляющей организации «Центр содействия бизнесу» в лице директора Семененко В.И., осуществляющей управление обществом с ограниченной ответственностью «Гиппократ» на вступившие в законную силу постановление судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2021 года (с учетом определения от 8 июля 2021 года об исправлении описки), решение судьи Ульяновского областного суда от 5 июля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ»,

установила:

постановлением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 5 июля 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Гиппократ» (далее – ООО «Гиппократ», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности сроком на девяносто суток.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, директор управляющей организации «Центр содействия бизнесу» Семененко В.И., осуществляющей управление ООО «Гиппократ» просит отменить состоявшиеся судебные акты в отношении ООО «Гиппократ», ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Как усматривается из материалов дела, 3 июня 2021 года старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в отношении ООО «Гиппократ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 27 апреля 2021 года в рамках государственного мониторинга поверхностных вод в г. Ульяновске и Ульяновской области отобраны пробы воды в поверхностном водном объекте – река Сосновка. Согласно протоколам испытаний отобранных проб воды, вода в месте сброса сточных вод не соответствует требованиям, установленным в Решении о предоставлении объекта в пользование, а именно:

биохимическое потребление кислорода (БПК5)-выше диапазона методики, более 11,0 мг/дм3 (допустимо 3 мг/л согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование); содержание нефтепродуктов - 0,074 мг/дм3 (допустимо 0,05 мг/л, согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование). Кроме того, в месте сброса сточных вод ООО «Гиппократ» выявлено экстремально высокое загрязнение по биохимическому потреблению кислорода (БПК5) и высокое загрязнение по химическому потреблению кислорода.

Данные выводы послужили основанием для привлечения ООО «Гиппократ» постановлением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда к административной ответственности, по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе c тем, с судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно положений статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический надзор, в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, частью 1 статьи 8.14 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» (в редакции ФЗ № 48 от 9 марта 2021 года) государственный экологический надзор включает в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 статьи 65 названного закона ).

Частью 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ) также определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктами 6,7 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Пунктом 7.1 вышеуказанной статьи (в редакции действующей на момент в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств для возбуждения в отношении общества настоящего дела об административном правонарушении) при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется только федеральный государственный экологический надзор (пункт 7.1 введен Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 298-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 19 ноября 2010 года № 518 (ред. от 23 августа 2013) «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Ульяновской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору ООО «Гиппрократ» ИНН 6314014710 место осуществления деятельности: 433550, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п Мулловка, ул. Садовая 3 включено в указанный перечень - пункт 1165.

Согласно сведениям Государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду ООО «Гиппократ» включено в реестр (объект П, уровень надзора - федеральный; направление надзора Федеральный государственный экологический надзор.

Таким образом, ООО «Гиппократ» эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, согласно Положению о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 6 июля 2018 года № 16/29-П осуществляет региональный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и территориальными органами.

Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол составлен неуполномоченным должностным лицом, поскольку Государственный инспектор Ульяновской области в области охраны окружающей среды Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области осуществляет региональный надзор.

Полномочными должностными лицами на рассмотрение дела и соответственно составление протокола по указанной норме являются должностные лица, перечисленные в пунктах 1-6 части 2 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Допущенное по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО «Гиппократ» существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела и законность обжалуемых актов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2021 года (с учетом определения от 8 июля 2021 года об исправлении описки), решение судьи Ульяновского областного суда от 5 июля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ», подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Гиппократ» подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные постановления.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2021 года (с учетом определения от 8 июля 2021 года об исправлении описки), решение судьи Ульяновского областного суда от 5 июля 2021 года, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гиппократ» прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Е.И. Матыцина

Решение28.09.2021