ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5745/2021 от 12.11.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-5745/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 12 ноября 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитников акционерного общества «Россети Тюмень» ФИО1 и ФИО2 на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений №02-671/2020 от 30 сентября 2020 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Россети Тюмень»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений №02-671/2020 от 30 сентября 2020 года №02-671/2020 от 30 сентября 2020 года, акционерное общество «Россети Тюмень» (далее по тексту – АО «Россети Тюмень», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 301 000 рублей.

Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 января 2021 года постановление должностного лица №02-671/2020 от 30 сентября 2020 года отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 марта 2021 года отменено решение судьи районного суда, дело возвращено на новое рассмотрение в Нижневартовский районный суд.

Решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июля 2021 года, указанное постановление должностного лица административного органа изменено, административное наказание в виде административного штрафа, назначенное АО «Россети Тюмень» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снижено до 150 000 рублей.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах АО «Россети Тюмень», а также в дополнениях к ней, защитники общества – ФИО1 и ФИО2 просят отменить указанные акты и прекратить производство по делу.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2021 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее по тексту также - Правила). Правилами установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской от 24 февраля 2009 года № 160 (далее - Правила) установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах. В соответствии с Приложением к Правилам установления охранных зон объектов электрического хозяйства-охранная зона ВЛ-110 «В», составляет 20 метров по обе стороны линии элетропередачи от крайних проводок при не отключенном их положении.

В соответствии с абзацем 1 пункта 34 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах).

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2020 года № 395-рп с 06 июля 2020 года по 13 августа 2020 года на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры введен особый противопожарный режим.

13 июля 2020 года в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на участке установлена просека ВЛ 110кВ, проходящая через лесной массив в квартале № 439 Излучинского участкового лесничества, Нижневартовского ТО – лесничества (в географических координатах (WGS-84): от точки т.1 N 61.05214° Е 76.91154° до точки т. 2 N 61.05215° Е 76.91222°, от точки т.2 N 61.05215° Е 76.91222° до точки т. 3 N 61.05249° Е 76.91170°, от точки т.4 N 61.05224° Е 76.91077° до точки т.5 N 61.05236°Е 76.90646°) не свободная от горючих материалов (порубочных остатков) в период особого противопожарного режима.

Установив в деянии АО «Россети Тюмень» нарушение требований приведенных выше норм, должностное лицо Нижневартовского управления Природнадзора Югры 27 августа 2020 года составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Россети Тюмень» к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт совершения АО «Россети Тюмень» административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобам на постановление судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину общества в совершении вмененного административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств устанавливаются все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы о том, что работы в период с 2019 года по сентябрь 2020 года не проводились, государственный инспектор не осуществлял видеофиксацию нарушений, суждения о том, что предоставленная в материалы дела фототаблица не является надлежащим доказательством, с 01 января 2021 года действуют новые Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614, являлись предметом исследования судьи районного суда и судьи суда автономного округа, обоснованно отклонены.

Так, судебными инстанциями установлено, что АО «Россети Тюмень» письмом от 21 апреля 2020 года информировало территориальный орган лесничества о проведении вырубки поросли в охранной зоне линии электропередачи на лесном участке в период с 01 мая 2020 года по 30 сентября 2020 года; тогда как порубочные остатки на данном участке находились 13 июля 2020 года, что и было зафиксировано Природнадзором Югры в ходе рейдового мероприятия.

В ходе проведенного контрольно-надзорным органом рейдового мероприятия 13 июля 2020 года производилась фотофиксация, которая приложена к отчету о проведении мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах (том № 2 л.д.154-179). К фотоснимкам приложены данные с навигатора, указывающие на местонахождение участка в географических координатах. Согласно информации, полученной при обработке координат точек зафиксированных GPS - навигатором с использованием данных публичной кадастровой карты, установлено, что вышеуказанный участок расположен на землях с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли лесного фонда), в границах полосы отвода и охранной зоне ЛЭП с кадастровым номером <данные изъяты> (категория земель: земли промышленности). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20 июля 2020 года, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования – электросетевой комплекс «Подстанция 110/35/6 кВ КНС – 9А с прилегающими ВЛ: отпайка ВЛ 110 кВ Космос-Мираж 3, отпайка от ВЛ 110 кВ Космос-Лесная».

Ссылки в жалобе на то, что координаты могут быть не точными, основаны на предположении.

Оснований для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих вину Общества, признания их недопустимыми, по доводам жалобы, не имеется.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Протокол об административном правонарушении в отношении АО «Россети Тюмень» составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Россети Тюмень» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

Административное наказание АО «Россети Тюмень» назначено с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалоб АО «Россети Тюмень» на постановление судьями районного суда и суда округа дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений №02-671/2020 от 30 сентября 2020 года, с учетом изменений внесенных решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 мая 2021 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Россети Тюмень», оставить без изменения, жалобу защитников акционерного общества «Россети Тюмень» оставить без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Печенкина Н.А.