№ 16-574/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 10 февраля 2022 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г. Перми ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 28 июня 2021 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г. Перми,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 28 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 августа 2021 года, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» г. Перми (далее - МАОУ «Гимназия №5», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор учреждения ФИО1 выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Из положений статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что под образовательной организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана: под образовательной деятельностью - деятельность по реализации образовательных программ; под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Частью 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
В соответствии с пунктом 27 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета, в том числе не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно ГОСТ Р 7.0.60-2020 под учебником понимается учебное издание, излагающее систематизированное содержание учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе; под учебным пособием - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник; под рабочей тетрадью - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями, относятся к компетенции образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что МАОУ «Гимназия №5» осуществляет образовательную детальность на основании лицензии №4217 от 12 августа 2015. На основании Приказа Министерства образования и науки Пермского края №СЭД-26-01-07-174 от 15.04.2021 в отношении МАОУ «Гимназия №5» с 13.05.2021 по 14.05.2021 проведена плановая проверка соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования. По результатам проверки установлены нарушения, выразившиеся в нарушении или незаконном ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования. В учреждении образовательная программа начального общего образования утверждена директором. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Обязательным предметом для изучения на уровне начальной школы по предмету учебного плана является английский язык. При организации образовательного процесса по английскому языку преподавателем используются рабочие тетради на уроках и при исполнении домашнего задания. Учебные пособия (рабочие тетради) «Английский язык «ENJOY ENGLISH» 3 класс, автор <данные изъяты> входят в программу учреждения и предусмотрены учебным планом, что подтверждается рабочей программой по английскому языку 3 класс на 2020-2021 учебный год, утвержденной учреждением. При этом библиотека учреждения не обеспечена учебными пособиями (рабочими тетрадями) «Английский язык «ENJOY ENGLISH» 3 класс по рабочей программе в соответствии с учебным планом, в учреждении отсутствуют финансовые документы за 2020-2021 учебный год, которые подтверждают закупку тетрадей за счет бюджетных ассигнований, из объяснений библиотекаря следует, что на балансе учреждения указанные учебные пособия (рабочие тетради) по английскому языку не состоят. В частности установлено, что в 3 «в» классе используются указанные учебные пособия (рабочие тетради), при этом рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса, включая рабочую тетрадь; в учебных пособиях (рабочих тетрадях) обучающим задаются домашние задания, которые выполняются и проверяются учителем, за выполненные работы ученики получают оценки, оценки выставляются в электронный журнал ЭПОС. При этом, несмотря на то, что обеспечение рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации, учебные пособия (рабочие тетради) по учебному предмету английский язык приобретались за счет средств родителей обучающихся в МАОУ «Гимназия №5».
В связи с указанными обстоятельствами в отношении МАОУ «Гимназия №5» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела МАОУ «Гимназия №5» привлечено к административной ответственности.
Обстоятельства совершения МАОУ «Гимназия №5» административного правонарушения, выразившегося в нарушении или незаконном ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, подателем жалобы не представлено.
Доводы жалобы о том, что рабочие тетради не относятся к учебным пособиям, включенным в учебную программу, о неправильном разрешении дела не свидетельствуют. В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждается, что директором учреждения утверждена рабочая программа по английскому языку 3 класс на 2020-2021 года (при этом с учетом положений пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рабочие программы учебных предметов входят в комплекс основных характеристик образования и организационно-педагогических условий образующих образовательную программу). Указанная рабочая программа предусматривает проведение учебно-методического комплекса по английскому языку 3 класса <данные изъяты> в соответствии с примерной программой по английскому языку, на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по иностранным языкам, при этом УМК «ENJOY ENGLISH 3» включает в себя не только учебник, но, помимо прочего, и рабочую тетрадь.
При этом также установлено и подтверждается материалами дела, что указанные учебные пособия (рабочие тетради) фактически используются в образовательном процессе, в них обучающимся задаются домашние задания, в них же домашние задания выполняются и проверяются учителем, за выполненные работы ученики получают оценки. Данные рабочие тетради, представляющие собой учебные пособия, используемые для освоения учебного предмета, закупались родителями обучающихся, несмотря на нормативные требования о необходимости обеспеченности таковыми на каждого обучающегося самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Доводам об обеспеченности учащихся учебными пособиями за счет привлечения средств денежных средств родителей на добровольной основе нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как несостоятельным. Обязанность по обеспечению учебными пособиями, входящих в программу учреждения и предусмотренных учебным планом, относится к полномочиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. При этом из показаний библиотекаря библиотека учреждения рабочими тетрадями, используемыми в процессе освоения программы по учебному предмету, не обеспечена, несмотря на включение в рабочую программу и фактическое использование в качестве обязательного, а не рекомендованного (для самостоятельной дополнительной домашней работы) учебного пособия.
Установленные по делу обстоятельства указывают о наличии в действиях (бездействии) МАОУ «Гимназия №5» признаков объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Всех зависящих мер по недопущению нарушения МАОУ «Гимназия №5» не предпринято, доказательств принятия таких мер в материалы дела не представлено.
Имеющимся в материалах дела доказательствам, как подтверждающим в своей совокупности виновность юридического лица, нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка заявителем представленных доказательств не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности несостоятельны. В настоящем случае совершенное учреждением правонарушение носит длящийся характер (поскольку имело место длительное непрекращающееся невыполнение предусмотренных законом обязанностей, ведущих к нарушению или незаконному ограничению права на получение общедоступного и бесплатного образования). С учетом положений части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, трехмесячный срок давности начал исчисляться с момента обнаружения правонарушения в ходе проверки, на момент рассмотрения дела не истек. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией нормы, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, правонарушение с учетом объекта посягательства, характера правонарушения, обстоятельств дела, малозначительным не является.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №4 Мотовилихинского судебного района г. Перми от 28 июня 2021 года, решение судьи Мотовилихинского районного суда г. Перми от 24 августа 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г. Перми оставить без изменения, жалобу директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» г. Перми ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова