ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 16-579/2020
г. Пятигорск 6 апреля 2020 г.
Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 10 марта 2020 года) жалобу Ишык ФИО на вступившее в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия –Алания от 14 декабря 2019 г., вынесенное в отношении гражданина Турецкой Республики Ишык ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2019 г. гражданин Турецкой Республики Ишык ФИО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан МВД России по Республике Северная Осетия-Алания до фактического исполнения постановления.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит отменить указанное постановление, вынесенное в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить. Ссылается на отсутствие в его действиях состава правонарушения, поскольку он является гражданином Российской Федерации - Манзуловым ФИО, родился, жил, учился на территории Кабардино-Балкарской Республики. В июле 2003 года получил также гражданство Республики Турции, сохранив при этом гражданство России, на территории которой проживают его родители, гражданская жена с ребенком.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, - влекут наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон от 01 апреля 1993 г. № 4730-1) пересечение Государственной границы лицами, является составляющей режима Государственной границы Российской Федерации.
Статьей 11 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что основанием для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Нормами Соглашения от 12 мая 2010 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики «Об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики» установлено, что граждане государства одной Стороны въезжают, выезжают, следуют транзитом и пребывают на территории государства другой Стороны на основании действительных документов, указанных в приложении к настоящему Соглашению, являющемся его неотъемлемой частью (далее - действительные документы), без виз при условии, что продолжительность их непрерывного пребывания на территории этого государства не превышает 30 дней с даты въезда, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5 - 7 настоящего Соглашения. При этом суммарный срок их пребывания на территории государства другой Стороны не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.
Граждане государства одной Стороны в период их пребывания на территории государства другой Стороны обязаны соблюдать законодательство государства пребывания.
Для граждан Турецкой Республики действительными документами, удостоверяющими личность при осуществлении поездок в Российскую Федерацию, являются: специальный паспорт; служебный паспорт; обычный паспорт; книжка моряка - при наличии судовой роли или выписки из нее; проездной документ или временный паспорт.
Граждане государства одной Стороны въезжают и выезжают с территории государства другой Стороны через пункты пропуска, открытые для международного сообщения, в соответствии с законодательством государства каждой из Сторон.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 декабря 2019 г. в 10 часов 20 минут гражданин Турецкой Республики Ишык ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следовавший на въезд в Российскую Федерацию из Грузии, нарушил правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, прибыл в пункт пропуска Верхний Ларс без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 14 декабря 2019 г. (л.д. 13); копией удостоверения личности ФИО1 с переводом на русский язык (л.д. 15-16); письменными объяснениями ФИО1 (л.д. 14).
Таким образом, совершенное ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела и приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что ФИО1 родился на территории Российской Федерации с присвоением имени Манзулов ФИО и проживал на ней до 2003 года. С 24 июля 2003 г. имеет гражданство Турецкой Республики и носит имя Ишык ФИО, мать ФИО2, отец ФИО3.
По доводам жалобы заявителя гражданство Российской Федерации им не утрачено, и он имеет двойное гражданство - России и Турции.
Между тем, каких-либо доказательств наличия у него гражданства Российской Федерации им не представлено.
В силу статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) «О гражданстве Российской Федерации», документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Пунктом 45 Указа Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» предусмотрено, что наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется следующими документами: паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом; дипломатическим паспортом; служебным паспортом; удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации; свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о гражданстве Российской Федерации родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных пунктом 45.3 настоящего Положения); свидетельством о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных пунктами 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 настоящего Положения).
В соответствии с пунктом 45.3. данного Указа свидетельством о рождении может удостоверяться наличие у ребенка в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, если в свидетельство о рождении внесены сведения:
о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя ребенка (пункт «а» части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка оба родителя или единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
о гражданстве Российской Федерации одного из родителей ребенка (пункт «б» части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (пункт «в» части первой статьи 12 Федерального закона, когда на день рождения ребенка один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации).
Такие доказательства заявителем не представлены.
Имеющаяся в материалах дела светокопия свидетельства о рождении Манзулова И.М. таким документом не может служить, поскольку он не является ребенком в возрасте до 14 лет.
Сведения о наличии у него в настоящее время паспорта гражданина Российской Федерации отсутствуют.
Согласно информации от 20 марта 2020 г. за исходящим №, поступившей из МВД по Кабардино-Балкарской Республике на запрос Пятого кассационного суда общей юрисдикции, гражданин Манзулов ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> КБАССР, и гражданин Ишык ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> КБАССР, по учетам МВД по Кабардино-Балкарской республике зарегистрированным не значатся, паспортом гражданина Российской Федерации не документировались, по базе данных АС «Российский паспорт» не значатся.
Вопреки заявленной позиции заявителя жалобы о наличии у ФИО1 гражданства Российской Федерации по рождению необходимо отметить, что такое право производно от прав родителей, соответственно в отсутствие доказательств наличия у родителей заявителя гражданства Российской Федерации, оснований полагать о том, что ФИО1 имеет действующее гражданство России не имеется.
Доводы жалобы о наличии у ФИО1 родственных связей на территории Российской Федерации в связи с проживанием в Кабардино-Балкарской Республике его отца и гражданской жены с ребенком ничем не подтверждены.
Также необходимо отметить, что между Российской Федерацией и Турецкой Республикой отсутствует соответствующий межгосударственный договор, позволяющий признать двойное гражданство в юридическом смысле.
Вследствие вышеизложенного, с учетом личности ФИО1, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 14 декабря 2019 г., вынесенное в отношении гражданина Турецкой Республики Ишык ФИО по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ишык ФИО – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев