ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № П16-768/2021
город Краснодар 26 февраля 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования Мостовский район Ласунова С.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Мостовский район,
установил:
постановлением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2020 года администрация муниципального образования Мостовский район признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года указанное судебное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава администрации муниципального образования Мостовский район Ласунова С.В. просит судебные акты отменить, полагая их незаконными, необоснованными, и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности) уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 названного Федерального закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, на территории Мостовского района Краснодарского края проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности обращения с отходами I и II классов опасности.
Проверкой установлено, что на двух участках площадью 802,5 и 46,8 кв. м, расположенных в границах кадастрового квартала № по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, осуществляется несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, доступ к местам размещения не ограничен.
Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведены замеры территории, а также отборы проб отходов и почвы в местах несанкционированного размещения отходов и фоновые образцы проб почвы.
В соответствии с экспертным заключением от 17 сентября 2019 года по результатом испытаний (измерений) проб отходов из тела свалки и расчета класса опасности для окружающей среды, результаты биотестировния позволяют отнести отобранный отход к III классу опасности.
В соответствии с результатами лабораторных исследований почвы, произведенных специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», концентрация загрязняющих веществ в месте несанкционированного размещения отходов на площадке размерами 80,25х10 м превышает в сравнении с фоновыми показателями, ОДК и ПДК, в частности концентрация нефтепродуктов в почве превышает в 1,76 раза, норматив концентрации меди в почве в 2,87 раза.
Концентрация загрязняющих веществ в месте несанкционированного размещения отходов на площадке размерами 3,12х15 м превышает в сравнении с фоновыми показателями, ОДК и ПДК, в частности концентрация нефтепродуктов в почве превышает в 1,92 раза, норматив концентрации меди в почве в 2,53 раза.
Таким образом, установлено негативное влияние на почву, оказываемое в местах несанкционированного размещения отходов в сравнении с фоновыми показателями и установленными нормативами качества почвы, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении администрации муниципального образования Мостовской район настоящего дела об административном правонарушении, вина в совершении которого подтверждается собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о совершении органом местного самоуправления административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе заявитель указывает, что постановлением администрации МО Мостовской район от 17 декабря 0214 года № 2875 Губскому сельскому поселению Мостовского района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 13 891 кв. м с кадастровым номером №, который использовался для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов. Не смотря на то, что площадка имеет статус «недействующая», к ней все же доставляют твердые бытовые отходы. Несанкционированный вывоз отходов на указанную площадку и захламление близлежащих территорий кадастрового квартала 23:20:0704001 допущены не по вине администрации МО Мостовской район. В связи с чем, глава района полагает, что администрация МО Мостовской район не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, а обязанность не допускать захламление земельных участков несет администрация Губского сельского поселения Мостовского района.
Однако данные доводы не могут служит основанием к отмене судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьи 14 названного Федерального закона определяет вопросы местного значения городского и сельского поселения. Согласно пункту 18 части 1 данной статьи к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 приведенной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В части 4 сказано, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
При таких обстоятельствах настоящее дело об административном правонарушении правомерно возбуждено в отношении администрации муниципального образования Мостовской район.
Порядок и срок привлечения органа местного самоуправления к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 16 июня 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Мостовский район оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько