№ 16-5836/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу начальника ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 18 августа 2020 года директор ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 24 мая 2021 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края ФИО1 просит судебные акты отменить, постановление должностного лица оставить без изменения.
Директор ООО «Ирк-Кумут» ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные выше акты, возражения не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов.
Основанием для привлечения директора ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 к административной ответственности послужили изложенные в постановлении о назначении административного наказания выводы о том, что директором ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 в нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» произведена выплата заработной платы иностранным гражданам в наличной форме на общую сумму 9 602,33 рублей по платежной ведомости от 15 ноября 2018 года № 63.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края указал, что платежная ведомость от 15 ноября 2018 года № 63 на сумму 9 602, 33 рублей подписана управляющим директором ФИО3, в связи с чем, доказательств распорядительных действий ФИО2, направленных на выплату иностранному гражданину заработной платы в наличной форме, материалы дела не содержат.
Данные выводы поддержаны судьей краевого суда.
Вместе с тем данные выводы нельзя признать законными и обоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Уставом ООО «Ирк-Кумут» установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляет лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа - директор, который без доверенности действует от имени общества, имеет право первой подписи на финансовых документах, исполняет иные функции, необходимые для достижения целей деятельности общества и обеспечения его нормальной работы в соответствии с действующим законодательством.
В период с 22 ноября 2013 года по настоящее время в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ и уставом общества, единоличным исполнительным органом является директор - ФИО2, который в силу возложенных на него организационно-распорядительных функций руководит деятельностью общества, несет всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, обеспечивает выполнением обществом всех обязательств, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства, в том числе и валютного.
Указанное лицо обязано руководствоваться требованиями устава общества, решениями органов управления обществом, принятыми в рамках их компетенции, а также заключенными обществом договорами и соглашениями, в том числе заключенным с обществом трудовым договором.
Таким образом, на генерального директора общества ФИО2, ответственного за выполнение перед работниками обязанности по своевременной выплате заработной платы, возложена обязанность знать и надлежащим образом организовывать работу, в том числе подчиненных сотрудников в целях недопущения нарушений действующего законодательства.
Вместе с тем, вышеприведенные положения действующего законодательства должным образом судами нижестоящих инстанций не учтены, действиям директора ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 и фактическим обстоятельствам дела надлежащая оценка не дана, что свидетельствует о существенном нарушении судами положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявших на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Кроме того, подлежит отмене постановление начальника ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 18 августа 2020 года, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление начальника ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края от 18 августа 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 9 декабря 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 24 мая 2021 года, вынесенные в отношении директора ООО «Ирк-Кумут» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.Е. Иванов
Решение13.12.2021