№16-5844/2021
№16-733/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 20 января 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах ФГУП «Росморпорт», на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 7 августа 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года, в отношении ФГУП «Росморпорт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГУП «Росморпорт»,
установил:
постановлением государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 7 августа 2020 года ФГУП «Росморпорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных (далее-КоАП РФ) правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 декабря 2020 года постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 7 августа 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО2, действующая в интересах ФГУП «Росморпорт», ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в действиях ФГУП «Росморпорт» отсутствует состав административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев жалобу в пределах заявленных доводов, прихожу к следующему.
В силу части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) определено, что водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся водоемы, озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» сброс загрязняющих веществ или стоков, содержащих такие вещества (далее - сброс загрязняющих веществ), - любой сброс с судов и иных плавучих средств (далее - суда), летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, какими бы причинами он ни вызывался, включая любые утечку, удаление, разлив, протечку, откачку, выделение или опорожнение. Сброс загрязняющих веществ не включает выброс загрязняющих веществ, происходящий непосредственно вследствие использования недр и переработки в море минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, а также сброс загрязняющих веществ для проведения правомерных морских научных исследований в целях борьбы с загрязнением или контроля над ним.
Как следует из материалов дела, 17 июня 2020 года с целью проверки соблюдения требования законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды, во исполнение Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», на основании Положения о Черноморо-Азовском морском Управлении Росприроднадзора, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2016 года №761 с составлением фотоматериалов рассмотрено обращение ФИО3 по вопросу нарушения требований экологического законодательства Российской Федерации в акватории Черного моря морского порта Новороссийск.
По результатам рассмотрения обращения ФИО3 установлено, что 19 мая 2020 года на поверхности акватории Черного моря морского порта Новороссийск (между западным оградительным молом и морским вокзалом) накапливались различные отходы (деревянная и полиэтиленовая тара, пакеты и т.д.), поскольку не организована их уборка и своевременный вывоз. Таким образом не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
В связи с вышеизложенным, ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования, было установлено, что границы морского порта Новороссийск (<адрес>) утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 года №1161-р «Об установлении границ морского порта Новороссийск (<адрес>)».
Акватория морского порта Новороссийск передана ФГУП «Росморпорт» и закреплена на праве хозяйственного ведения за указанным предприятием, что подтверждается распоряжением от 30 марта 2004 года №1244-р Министерства имущественных отношений Российской Федерации «О передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт», актом №бб от 30 апреля 2004 года приема-передачи, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Должностным лицом административного органа установлено, что ФГУП «Росморпорт» с 19 мая по 2 июля 2020 года в границах акватории морского порта Новороссийск не организованы должным образом мероприятия по охране окружающей среды - не осуществлялась уборка акватории Черного моря, а также своевременный вывоз отходов, не обеспечены меры по предотвращению загрязнения территории морского порта Новороссийск отходами производства и потребления.
Допущенные нарушения ФГУП «Росморпорт» были квалифицированы должностным лицом по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Факт совершения ФГУП «Росморпорт» правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, в том числе копией распоряжения о передаче и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» от 30 марта 2004 года, фотоматериалами, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17 июня 2020 года, определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 19 июня 2020 года, объяснениями ФИО3, выпиской из ЕГРЮЛ от 30 июля 2020 года, протоколом об административном правонарушении от 30 июля 2020 года.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях ФГУП «Росморпорт» состава административного правонарушения.
Доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств, судьями соблюден.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения ФГУП «Росморпорт» административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, материалы дела не свидетельствуют о нарушении должностным лицом и судьями норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, вступивших в законную силу, полагаю, что постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 7 августа 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 7 августа 2020 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 7 декабря 2020 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО2, действующей в интересах ФГУП «Росморпорт», – без удовлетворения.
Судья
Решение27.01.2022