ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5873/20 от 16.10.2020 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-5873/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Кемерово 16 октября 2020 года

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Ковалюк Л.Ю., рассмотрев жалобу защитника Администрации г.Улан-Удэ Мужановой Н.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г.Улан-Удэ, от 2 июня 2020 года и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года, вынесенные в отношении Администрации г.Улан-Удэ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г.Улан-Удэ, от 2 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года, Администрация г.Улан-Удэ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в кассационный суд, защитник Администрации г.Улан-Удэ Мужанова Н.А., приводя доводы о незаконности, просит постановление и решение изменить, назначить административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Ходатайство о восстановлении срока обжалования рассмотрению не подлежит, поскольку срок не является пропущенным.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций указаны в п.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". В частности, в соответствии с данной нормой органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Совместным приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" утверждено Положение о системах оповещения населения.

В соответствии с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения Администрации г.Улан-Удэ к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в постановлении мирового судьи выводы о допущенных Администрацией г.Улан-Удэ 11 марта 2020 года нарушениях ст.7, подп. «а», «д», «м» п.2 ст.11, ст.25, подп. «д» п.2, подп. «д» п.4 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, п.п.6, 7, 9, 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, п.п.3, 4, 6, 10, 14 Положение о системах оповещения населения, выразившихся в следующем:

положением о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования не предусмотрено рассмотрение вопросов, указанных в п.п.6, 7, 9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.1 протокола);

не определен состав сил и средств службы эвакуации и обеспечения функционирования пунктов временного размещения, службы по вещевому, продовольственному снабжению и питанию, не созданы соответствующие формирования в организациях (п.2);

не организовано повышение квалификации руководителей Управления по ЧС г.Улан-Удэ, поисково-спасательной службы, ЕДДС г.Улан-Уде (п.3);

не определен порядок восполнения использованных средств резервного фонда муниципального образования, включающего финансовые средства на решение вопросов в области защиты от ЧС (п.4);

не завершено создание муниципальной системы оповещения и информирования населения о ЧС, обеспечивающей своевременное доведение информации и сигналов оповещения до всех групп населения (п.5);

планирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проведено без учета характеристик сил и средств городского звена РСЧС и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, не учтены объем и содержание мероприятий по их предупреждению и ликвидации (п.6).

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 24 марта 2020 года, распоряжением о проведении проверки от 22 января 2020 года, актом проверки от 11 марта 2020 года, предписанием № 1/1/6, другими имеющимися в деле доказательствами.

В целом вывод о наличии в действиях Администрации г.Улан-Удэ состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.

Факт совершения вмененного правонарушения подтвержден совокупностью вышеперечисленных доказательств и сомнений не вызывает. Доказательства оценены по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты.

Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по делу актов.

Так, протоколом об административном правонарушении в вину Администрации вменено отсутствие в положении о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования пунктов, соответствующих по содержанию п.п.6, 7, 9 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Вместе с тем, отсутствие соответствующих пунктов не свидетельствует о невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, поскольку указанные пункты содержатся в федеральном нормативном правовом акте и их выполнение является обязательным независимо от включения в Положение о комиссии муниципального уровня.

Необоснованно вменено в вину нарушение подп. «д» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поскольку данный подпункт содержит требования к подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций работников органов местного самоуправления, а не повышение квалификации руководителей.

Заслуживает внимания довод жалобы о необоснованном вменении нарушения, выразившегося в неопределении порядка восполнения использованных средств резервного фонда муниципального образования, в части финансовых средств на решение вопросов в области защиты от ЧС.

В соответствии с ч.3 ст.81 Бюджетного кодекса РФ размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 06.12.2017 № 343 утверждено Положение о резервном фонде Администрации города Улан-Удэ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Согласно Положению резервный фонд образуется в расходной части бюджета городского округа «город «лан-Удэ», размер резервного фонда определяется решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, нарушение, выразившееся в неопределении порядка восполнения использованных средств резервного фонда муниципального образования в части финансовых средств на решение вопросов в области защиты от ЧС, в деянии Администрации отсутствует.

С учетом изложенного из объема вмененных нарушений подлежат исключению, нарушения указанные в п.п.1, 4, нарушение подп. «д» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанное в п.3 протокола об административном правонарушении.

Иные доводы жалобы, поданной в кассационный суд, являлись предметом проверки судьи районного суда и получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.

В соответствии с ч.ч.3, 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, имеются основания для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

С учетом изложенного постановление мирового судьи и решение судьи районного суда подлежат изменению путем исключения нарушений, указанных в п.п.1, 3, 4, протокола об административном правонарушении, снижения размера назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу защитника Администрации г.Улан-Удэ Мужановой Н.А. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Улан-Удэ, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г.Улан-Удэ, от 2 июня 2020 года и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 16 июля 2020 года, вынесенные в отношении Администрации г.Улан-Удэ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из объема вмененных нарушений нарушения, указанные в п.1, п.4, в п.3 в части нарушения подп. «д» п.2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", протокола об административном правонарушении, размер административного штрафа снизить до 50 000 рублей.

В остальной части постановление, решение оставить без изменения.

Судья Л.Ю. Ковалюк