ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5897/20 от 27.11.2020 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 16-5897/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 27 ноября 2020 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу Иващенко О.С. (далее Иващенко О.С.) на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа города Белгорода от 09 июня 2020 года (здесь и далее дата вынесения постановления в мотивированной форме), решение судьи Свердловского районного суда города Белгорода от 27 июля 2020 года, вынесенные в отношении юрисконсульта ООО «ТД БФДБ» Иващенко О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа города Белгорода от 09 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского районного суда города Белгорода от 27 июля 2020 года, юрисконсульт ООО «ТД БФДБ» Иващенко О.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции Иващенко О.С. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. Полагает, что в ее действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку ранее замещаемая Ш.Ю.В.. должность помощника начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата Белгородской области по Западному округу города Белгорода не относится к должностям государственной гражданской и муниципальной службы. Отделом военного комиссариата Белгородской области по Западному округу города Белгорода с Ш.Ю.В. в 2013 году заключен трудовой договор, а не служебный контракт, запись в трудовой книжке не содержала сведений о том, что она принята на государственную службу. То обстоятельство, что Ш.Ю.В. замещая должность помощника начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата, обязана предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, не является критерием отнесения занимаемой должности к должностям государственной или муниципальной службы. Ссылается на то, что приказ Министра обороны Российской Федерации № 175 от 04 апреля 2016 года, которым утвержден перечень должностей, при назначении и замещении которых работники обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утратил силу.

Военная прокуратура Западного военного округа 56 военная прокуратура гарнизона (далее 56 военная прокуратура гарнизона), извещенная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче Иващенко О.С. указанной жалобы, в установленный срок возражения на нее не представила.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца, стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной 56 военной прокуратурой гарнизона, установлено, что 07 июня 2019 года между работодателем – ООО «ТД БФДБ» и Шумской Ю.В. заключен трудовой договор, и она принята на работу на должность менеджера.

Ранее, с 01 июля 2013 года Ш.Ю.В. работала в отделе военного комиссариата Белгородской области по Западному округу города Белгорода в должности помощника начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу отдела военного комиссариата Белгородской области по Западному округу города Белгорода, с 01 апреля 2019 года переведена на должность помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов) (по воинскому учету) военного комиссариата Западного округа города Белгорода Белгородской области, 05 июня 2019 года приказом военного комиссара Западного округа города Белгорода № 12/35 уволена по собственному желанию.

Данная должность, с учетом раздела III приложения № 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 175, включена в Перечень должностей, при назначении и замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление о принятии Шумской Ю.В., замещавшей ранее должность, включенную в названный выше Перечень, не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя указанного лица по последнему месту его службы.

27 декабря 2019 года постановлением заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в отношении юрисконсульта ООО «ТД БФДБ» Иващенко О.С. по указанному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица общества постановлением мирового судьи, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 декабря 2019 года; выпиской из приказа начальника отдела военного комиссариата Белгородской области по Западному округу города Белгорода от 01 июля 2013 года № 85 о принятии Ш.Ю.В. на должность помощника начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу); выпиской из приказа военного комиссара Западного округа города Белгорода Белгородской области от 05 июня 2019 года № 12/35 об увольнении по собственному желанию помощника начальника отделения (планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов (по воинскому учету) Ш.Ю.В. трудовым договором с Ш.Ю.В. № 204 от 01 июля 2013 года, приказом о приеме Ш.Ю.В. на работу менеджером в ООО «ТД БФДБ» и трудовым договором от 07 июня 2019 года; копией трудовой книжки Ш.Ю.В. выпиской из приказа от 03 июня 2019 года № 5-П о приеме Иващенко О.С. на должность юрисконсульта в ООО «ТД БФДБ», трудовым договором от 03 июня 2019 года и должностной инструкцией юрисконсульта.

Дополнительным соглашением № 266 к трудовому договору № 204 от 01 июля 2013 года, с которым была ознакомлена Шумская Ю.В., в договор включен пункт 1.14, согласно которому Ш.Ю.В. обязана соблюдать ограничения и не нарушать запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также изданными нормативными актами Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, о ежегодном представлении сведений о своих доходах и имуществе.

Ш.Ю.В.. в районном суде подтвердила, что была ознакомлена с дополнительным соглашением в установленном законом порядке.

Доказательства, получили оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Совершенное деяние квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о противодействии коррупции.

Довод жалобы о том, что заместителем прокурора при возбуждении дела об административном правонарушении, применен приказ Министра обороны Российской Федерации № 175 от 04 апреля 2016 года, который на момент рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, утратил силу, подлежит отклонению, основан на неправильном толковании норм права.

Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы: а) имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в должностные (служебные) обязанности федерального государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, установленном Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821; б) обязан при заключении трудовых договоров и (или) гражданско-правовых договоров в случае, предусмотренном подпунктом «а» настоящего пункта, сообщать работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Из раздела III перечня должностей, утвержденного настоящим Указом, следует, что с коррупционными рисками связаны должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; предоставление государственных услуг гражданам и организациям; осуществление контрольных и надзорных мероприятий; подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.); управление государственным имуществом; осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений; хранение и распределение материально-технических ресурсов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 175 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», действовавшим на период возникших правоотношений, утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Минобороны РФ, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Минобороны РФ, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Минобороны, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии с пунктом 10 Перечня III, утвержденного указанным Приказом, к таким должностям отнесен помощник военного комиссара, начальника отдела (отделения), которую занимала Шумская Ю.В.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 175 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (утратил силу с 05 января 2020 года), на дату совершения административного правонарушения действовал, в связи с чем ссылки в решении судьи Свердловского районного суда города Белгорода на данный Приказ являются обоснованными.

Содержащиеся в настоящем постановлении выводы соответствуют правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому неисполнение работодателем обязанности направить представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего сообщение о заключении с ним трудового (гражданско-правового) договора не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если в период прохождения бывшим государственным (муниципальным) служащим государственной (муниципальной) службы замещаемая им должность не была включена в Перечни либо была исключена из них к дате заключения трудового (гражданско-правового) договора.

Доводы настоящей жалобы, имеющие правовое значение, в том числе о том, что Шумская Ю.В. не была государственным служащим, в трудовой книжке отсутствует запись о том, что она замещала должность государственной или муниципальной службы, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Первого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Восточного округа города Белгорода от 09 июня 2020 года, решение судьи Свердловского районного суда города Белгорода от 27 июля 2020 года, вынесенные в отношении юрисконсульта ООО «ТД БФДБ» Иващенко О.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Иващенко О.С. - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина