УИД 56MS0020-01-2022-000933-54
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5905/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
9 сентября 2022 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Картовенко С.С., рассмотрев протест заместителя прокурора Оренбургской области Крушинского И. Б. на вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 10 июня 2022 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центрковка» Косарь Ольги Владимировны (далее – Косарь О.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Оренбурга от 15 апреля 2022 года (здесь и далее дата изготовления постановления в полном объеме) директор общества с ограниченной ответственностью «Центрковка» (далее – ООО «Центрковка», общество) Косарь О.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 253 631 рубль 25 копеек.
Решением судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 10 июня 2022 года постановление мирового судьи судебного участка № 2 Центрального района города Оренбурга от 15 апреля 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте, принесенном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель прокурора Оренбургской области Крушинский И.Б. просит отменить решение судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 10 июня 2022 года, вынесенное в отношении директора общества Косарь О.В. по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы о его незаконности.
Косарь О.В., уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесенном протесте, представила на него возражения (с дополнением), где просит решение судьи районного суда оставить без изменения, а протест прокурора без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела 11 мая 2021 года между некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области и ООО «Центрковка» заключен договор № СМР-ОКН-6/2021 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Богдана Хмельницкого, д. 2, цена работ по договору составила № рубля.
11 мая 2021 года между некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области и ООО «Центрковка» заключен договор № СМР-ОКН-7/2021 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющегося объектом культурного наследия, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Богдана Хмельницкого, д. 4, цена работ по договору составила № рубля.
В соответствии с пунктами 3.2 договоров срок выполнения всех работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанных многоквартирных не позднее 150 календарных дней с даты подписания договора. На основании дополнительных соглашений от 13 октября 2021 года сроки выполнения работ по указанным выше договорам продлены до 20 ноября 2021 года.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района города Оренбурга на предмет соблюдения законодательства при осуществлении капитального ремонта многоквартирных домов, установлено, что в установленный дополнительными соглашениями к договорам от 11 мая 2021 года № СМР-ОКН-6/2021 и № СМР-ОКН-7/2021 срок работы по капитальному ремонту не выполнены, по состоянию на 22 ноября 2021 года сроки выполнения работ не продлены.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 24 ноября 2021 года прокурором Центрального района города Оренбурга в отношении должностного лица общества Косарь О.В. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения ее постановлением мирового судьи к административной ответственности, установленной данной нормой.
Рассмотрев жалобу Косарь О.В. на постановление мирового судьи от 15 апреля 2022 года, судья Центрального районного суда города Оренбурга пришел к выводу об отсутствии в деянии указанного лица состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем указанный акт отменил, производство по делу прекратил.
Принимая это решение, судья районного суда исходил из того, что мировым судьей не было учтено, что 31 января 2022 года некоммерческая организация «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области и ООО «Центрковка» заключили дополнительные соглашения к договорам от 11 мая 2021 года № СМР-ОКН-6/2021 и № СМР-ОКН-7/2021, установили новый срок выполнения работ до 16 мая 2022 года, при этом согласовали, что дополнительные соглашения распространяют свое действие на отношения, возникшие до их подписания, что не противоречит положениям пункта 2 статьи 425 и пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Однако с такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 в соответствии с частью 1.1 статьи 180 и частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1).
Постановлением также установлено, что закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения.
Принимая во внимание предмет, цели и функции регионального оператора - некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта», деятельность которого фактически направлена на реализацию муниципальных функций по региональной программе капитального ремонта, а также то, что ООО «Центрковка» являлся участником конкурсных процедур на основании Закона № 44-ФЗ, по результатам проведенного электронного аукциона с ним заключены договоры на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах от 11 мая 2021 года № СМР-ОКН-6/2021 и № СМР-ОКН-7/2021, оплата подрядчику производится заказчиком, в том числе за счет средств, полученных в качестве субсидии из бюджета Оренбургской области в рамках областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Оренбургской области», нормы Закона о контрактной системе закупок распространяются на правоотношения возникшие между некоммерческой организацией «Фонд модернизации ЖКХ Оренбургской области и ООО «Центрковка».
Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В пунктах 2 - 3 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Между тем, принимая во внимание положения Закона № 44-ФЗ, Гражданского кодекса Российской Федерации, выводы судьи районного суда о возможности включения в рассматриваемом случае в дополнительные соглашения от 31 января 2022 года условия о распространении их действия на правоотношения сторон, возникшие до их заключения, являются неверными, поскольку к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, применение положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации не представляется возможным, в связи с тем, что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента его заключения.
Кроме того, реализация возможности заключения таких договоров противоречит основным принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным положениями статьи 6 Закона № 44-ФЗ, а именно принципам обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение предусмотренных названным Кодексом процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей Центрального районного суда г. Оренбурга требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи решение судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 10 июня 2022 года, вынесенное по настоящему делу об административном правонарушении в отношении в отношении Косарь О.В., нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в районный суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Центрального районного суда города Оренбурга от 10 июня 2022 года, вынесенное в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Центрковка» Косарь Ольги Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Оренбурга.
Судья С.С. Картовенко
Постановление30.09.2022