ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5928/2021 от 19.11.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-5928/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Челябинск 19 ноября 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., изучив жалобу Главы Варламовского сельского поселения ФИО1 на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 23 декабря 2020 года, решение судьи Чебаркульского городского суда от 16 апреля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального учреждения «Администрация Варламовского сельского поселения»,

установил:

постановлением начальника Главного управления лесами Челябинской области от 23 декабря 2020 года МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Чебаркульского городского суда от 16 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года, указанное постановление изменено путем снижения размера административного штрафа до 250 000 рублей.

В жалобе на принятые по делу постановление должностного лица, судебные акты законный представитель учреждения ФИО1 выражает несогласие с ними, просит об их отмене, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 данного Кодекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее – Правила, действующие на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии с пунктом 9(1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Аналогичное требование закреплено Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №1614 (пункт 10).

В соответствии с частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как следует из материалов дела, 26 апреля 2020 года в 12.20 в квартале 111 выделах 9, 15, 16, 21 Варламовского участкового лесничества Чебаркульского лесничества произошел ландшафтный пожар, причиной которого явился переход огня с земельного участка с кадастровым номером 74:23:1034002:105, не очищенного от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов в нарушение пункта 9(1) Правил. Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности МО «Варламовское сельское поселение».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностным лицом МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Вопреки ошибочному мнению автора жалобы, не привлечение к участию в деле потерпевшего не свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, поскольку факт причинения ущерба участку лесного фонда и его размер не входят в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.

Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Оснований для иной юридической оценки действий МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» не имеется.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций сочли, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Иного из материалов дела не следует.

Жалоба не содержит доводов, непроверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении решений по жалобам на постановление должностного лица не допущено.

Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.

В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ. Наличие в нем очевидной описки не ставит под сомнение его законность и обоснованность и основанием для его отмены не является.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьями нижестоящих судебных инстанций дело проверено в полном объеме в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.

При рассмотрении жалоб на постановление судьи нижестоящих инстанций установили исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, являющиеся основанием для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи, поэтому снизили размер назначенного штрафа.

Таким образом, назначенное юридическому лицу наказание является справедливым и соразмерным.

Право МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» на защиту в ходе производства по делу не нарушено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 23 декабря 2020 года, решение судьи Чебаркульского городского суда от 16 апреля 2021 года, решение судьи Челябинского областного суда от 17 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУ «Администрация Варламовского сельского поселения» оставить без изменения, жалобу Главы ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Т.Н. Чиркова