ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5959/2021 от 11.10.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-5959/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 11 октября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Гончаровой Е.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N11 Калужского судебного района Калужской области от 15 февраля 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка N 11 Калужского судебного района Калужской области от 15 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях Гончарова Е.Б. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Одновременно, в жалобе заявлено ходатайство о приостановлении исполнения постановления мирового судьи и решение судьи Курского областного суда до вынесения соответствующего судебного акта Первым кассационным судом общей юрисдикции.

Указанное ходатайство подлежит оставлению без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста, а также в иных случаях предусмотренных настоящим Кодексом. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящими это определение в исполнение.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, в связи с подачей жалобы лицами, перечисленными в статьях 25.1 - 25.5 названного Кодекса, недопустимо, поскольку частью 1 статьи 31.6 данного Кодекса такая возможность предусмотрена лишь в случае принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста.

Таким образом, исполнение постановления о назначении административного наказания при наличии соответствующих оснований может быть приостановлено органом или должностным лицом, которые вынесли соответствующее постановление.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы, содержащиеся в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 июля 2020 года N30/1-31-2020 и на основании информации Калужской межрайонной природоохранной прокуратуры от 29 июля 2020 года N7/21-2020 Распоряжением Межрегионального управления Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области от 5 августа 2020 года N185 назначена внеплановая выездная проверка МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

По результатам проверки 20 августа 2020 года составлен акт проверки, в котором указано следующее.

Проведено обследование территории АО «Спецлит» и установлено, что между администрацией МО «Город Сосенский» и АО «Спецлит» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (договор N 266/63 от 20 января 2003 года), расположенного по адресу: Калужская область, г.Сосенский в районе Сосенского приборостроительного завода площадью 80200 кв.м.

На указанном участке имеются объекты, находящиеся в собственности АО «Спецлит» и Российской Федерации.

К объектам, находящимся в собственности Российской Федерации, относится, в том числе, склад захоронения отходов (кадастровый номер объекта недвижимости - , согласно выписке из реестра федерального имущества), расположенный на производственной площадке предприятия, напротив проходной и представляющей из себя навес из железобетонных конструкций без стен с твердым бетонным покрытием, в котором расположены в 3 яруса 297 бетонных кубов, имеющих толщину стенки 10 см и толщину крышки 5 см. В кубах находятся отходы производства бериллия, их складировали на вышеуказанную площадку захоронения отходов 1987 по 1995 годы и никогда не вывозили, что свидетельствует о том, что отходы хранятся свыше 11 месяцев.

Данный склад не вошел в объекты и оборудование, подлежащие приватизации в силу подпункта 2.1.16 части 2.1 Указа Президента от 24 декабря 1993 года N2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и не является собственностью АО «Спецлит».

1 июня 2005 года МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях и АО «Спецлит» заключен договор ответственного хранения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации N59, согласно которому АО «Спецлит» принимает на ответственное хранение, в том числе «склад захоронения отходов». 1 января 2011 года договор был перезаключен, где также АО «Спецлит» принимает на ответственное хранение, в том числе «склад захоронения отходов».

Согласно договору ответственного хранения имущества, составляющего казну Российской Федерации от 8 августа 2016 года МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях передает, а АО «Спецлит» принимает на ответственное хранение, в том числе «Склад захоронения отходов». Срок действия настоящего договора до 31 июля 2021 года.

Письмом N107 от 14 февраля 2019 года АО «Спецлит» уведомило МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях о расторжении указанного договора в соответствии с пунктом 4.2 договора, согласно которому стороны в любое время вправе отказаться от исполнения настоящего договора, известив об этом другую сторону за один месяц.

В акте указан вывод о том, что договор расторгнут в марте 2019 года. Склад захоронения отходов на момент проверки является собственностью и в ведении Российской Федерации.

При осмотре указанной площадки установлено, что ограждение по ее периметру отсутствует, не соблюдена санитарно-защитная зона (в границах ее расположен цех и проходная, а также под навесом организована стоянка автомобилей сотрудников предприятия).

При визуальном осмотре установлено, что указанные бетонные кубы имеют трещины, повреждения, которые вызваны воздействием внешних факторов и атмосферных осадков. В верхнем ярусе кубы имеют наиболее существенные повреждения, вызванные воздействием атмосферных осадков; кубы негерметичны, имеется доступ к расположенным в них отходам.

При проведении проверки специалистами филиала ЦЛАТИ по Калужской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» был проведен отбор проб отходов, расположенных в кубах с целью установления класса опасности, материал направлен на исследование.

Согласно протоколу NБТп-319/867 результатов испытаний от 17 августа 2020 года отобранный вид отхода относится к 3 классу опасности.

Бериллий является токсичным материалом (Код ). По воздействию на организм человека бериллий относится к чрезвычайно опасным веществам (первый класс опасности согласно ГОСТ 12.1.007-76).

В акте проверки указано, что вышеуказанная крытая площадка фактически не является складом захоронения отходов (объектом размещения отходов), так как не соответствует требованиям к объектам размещения отходов, указанным в статье 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Проверкой установлено, что в силу норм действующего законодательства, выявленный склад фактически является объектом накопленного вреда окружающей среде. В акте указано, что при содержании площадки захоронения отходов при вышеизложенных обстоятельствах МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях допускается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления; площадка не оборудована в соответствии с нормами законодательства, санитарно-защитная зона не соблюдена, не соблюдены нормы СП 127.13330.2017 и СНиП 2.01.28-85, площадка захоронения отходов не внесена в ГРОРО.

По результатам проверки в адрес МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях государственным инспектором межрегионального управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по г. Москве и Калужской области выдано предписание N05-36/355 от 20 августа 2020 года, которым предписано в срок до 20 ноября 2020 года привести площадку захоронения отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Ввиду истечения срока исполнения упомянутого предписания с целью выявления факта устранения нарушений норм законодательства должностным лицом административного органа выявлено, что требование предписания не выполнено, о чем 21 декабря 2020 года составлен акт проверки N362 (л.д.25-28) и протокол об административном правонарушении (л.д. 6-9), предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях постановлением мирового судьи судебного участка N11 Калужского судебного района Калужской области постановления от 15 февраля 2021 года к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С выводами мирового судьи согласился судья Калужского районного суда Калужской области.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 6-9), актом (л.д.25-28), фототаблицей (л.д.34-38), предписанием об устранении нарушений (л.д.32-33) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Действия МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании оценки совокупности исследованных судебными инстанциями доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемые акты, судебные инстанции сочли, что МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо данных о признании предписания в установленном порядке незаконным в материалах дела об административном правонарушении не имеется и с поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции жалобой не представлено.

При таких обстоятельствах оснований не согласиться с выводами судов о наличии в действиях МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях состава вменяемого административного правонарушения, не имеется.

Доводы жалобы, что заявитель не является субъектом указанного правонарушения, подлежат отклонению.

Материалами проверки, проведенной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по г.Москве и Калужской области в отношении МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в достаточной мере подтверждено, что склад захоронения отходов, расположенный в Калужской области г.Сосенкий на территории Сосенского приборостроительного завода, введенный в эксплуатацию в 1987 году, не является собственностью АО «Спецлит», является собственностью Российской Федерации, включен в реестр Федерального имущества.

Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года N471 утверждено Положение о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях).

Из пункта 4 Положения следует, что МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях как территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества не только федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, но и иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.

Порядок и срок давности привлечения МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка N11 Калужского судебного района Калужской области от 15 февраля 2021 года, решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 28 апреля 2021 года, вынесенные в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Гончаровой Е.Б. - без удовлетворения.

Судья Г.К. Шамшутдинова