ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-599/20 от 16.03.2020 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-599/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 16 марта 2020 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Светлова С.Е., изучив жалобу заместителя председателя энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. на решение судьи Сахалинского областного суда от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Новый город» ФИО1,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя председателя региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. от 25 сентября 2019 года № 89\2019 генеральный директор ООО «Новый город» ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Корсаковского городского суда Сахалинской области от 11 ноября 2019 года названное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Сахалинского областного суда от 15 января 2010 года состоявшиеся акты по делу отменены, производство по делу прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с решением областного суда, заместитель председателя энергетической комиссии Сахалинской области Воднева А.В. обратилась в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит изменить решение судьи Сахалинского областного суда от 15 января 2020 года, исключив выводы суда о двухмесячном сроке давности привлечения к административной ответственности.

Генеральный директор ООО «Новый город» ФИО1, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, в установленный срок возражения на жалобу не представила.

Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Постановлением должностного лица региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 25 сентября 2019 года генеральный директор ООО «Новый город» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения генерального директора ООО «Новый город» к административной ответственности послужило неразмещение информации в течение 10 дней об изменении тарифов приказом региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 14 декабря 2018 года.

Судья областного суда, разрешая жалобу на постановление должностного лица и решение судьи городского суда, пришел к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении было нарушено право ФИО1 на защиту, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности прекратил производство по делу.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Статья 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включена законодателем в главу 19 настоящего Кодекса, объединяющую правонарушения, родовым объектом которых являются правоотношения в сфере установленного порядка управления.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов).

Нарушение сроков раскрытия информации о предельных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами не представляет само по себе нарушение норм регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

Таким образом, срок давности привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.

Статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание, положения статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Девятом кассационном суде жалобы должностного лица срок давности привлечения генерального директора ООО «Новый город» ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а производство по делу в отношении последнего было прекращено, возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16.

Между тем, Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

На основании статьи 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2016 года № 564 утверждены стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не распространяется на правоотношения в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в том числе в сфере установления тарифов при обращении с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, решение судьи Сахалинского областного суда от 15 января 2020 года, вынесенное в отношении генерального директора ООО «Новый город» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено быть не может.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

решение судьи Сахалинского областного суда от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО «Новый город» ФИО1, оставить без изменения, жалобу заместителя председателя энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В.- без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции С.Е.Светлова