ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6005/2021 от 05.10.2021 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-6005/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 5 октября 2021 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Мотовиловой Веры Николаевны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N61 судебного района г. Клинцы Брянской области от 21 октября 2020 года, решение судьи Клинцовского городского суда Брянской области от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Инновационный завод "Клинценбау" Мотовиловой Веры Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка N61 судебного района г. Клинцы Брянской области от 21 октября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Клинцовского городского суда Брянской области от 25 февраля 2021 года, главный бухгалтер общества с ограниченной ответственностью "Инновационный завод "Клинценбау" (далее - ООО "ИЗ "Клинценбау") Мотовилова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Мотовилова В.Н. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении нее по данному делу, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении) грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно примечанию 1 к названной статье Кодекса под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается: занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов; регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета; ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета; составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета; отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные указанной статьей, в следующих случаях: представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных статьей 81 Налогового кодекса Российской Федерации; исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной на основании решения начальника Межрайонной ИФНС России N 1 по Брянской области от 18 июля 2019 года выездной налоговой проверки в отношении ООО "ИЗ "Клинценбау" выявлено грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в регистрации в регистрах бухгалтерского учета (счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") мнимого объекта бухгалтерского учета (операции по взаимоотношениям с ООО "РЕГИОНТРАНС" ИНН 7721306823, ООО "РЕГИОН ТРАНС" ИНН 9721064938) и занижении сумм налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года, налога на прибыль за 2018 год не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета.

В ходе проверки установлено, что ООО "ИЗ "Клинценбау" в целях получения сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих отнесению на "налоговые вычеты" и расходов по налогу на прибыль организаций, вне связи с осуществлением реальной финансово-хозяйственной деятельности был создан фиктивный документооборот с ООО "РЕГИОНТРАНС" ИНН 7721306823, ООО "РЕГИОН ТРАНС" ИНН 9721064938. Сделки между ООО "ИЗ "Клинценбау" и спорными контрагентами не имеют реальной экономической или иной деловой цели, действия ООО "ИЗ "Клинценбау" направлены исключительно на получение необоснованной налоговой экономии в виде налогового вычета по НДС и расходов по налогу на прибыль организаций.

С учетом установленных выездной проверкой обстоятельств следует, что оказание транспортных услуг ООО "РЕГИОНТРАНС" ИНН 7721306823 и ООО "РЕГИОН ТРАНС" ИНН 9721064938, сделки по приобретению которых обусловили применение налогоплательщиком налоговых вычетов и расходов, не осуществлялось, данные контрагенты посредством фиктивного документооборота, вуалирующего фактические отношения по оказанию транспортных услуг, искусственно и умышленно введены ООО "ИЗ "Клинценбау" в систему договорных отношений в целях неправомерного заявления налоговых вычетов и расходов по спорным сделкам.

Выявленные в ходе проверки обстоятельства нашли отражение в акте выездной налоговой проверки от 14 июля 2020 года и послужили основанием для возбуждения в отношении главного бухгалтера ООО "ИЗ "Клинценбау" Мотовиловой В.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующем привлечении ее к административной ответственности согласно названной норме.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 06-03-05/1 от 16 июля 2020 года; копией выписки из ЕГРЮЛ; копией устава ООО "ИЗ "Клинценбау"; копией приказа N181 "Об утверждении Учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогового учета ООО "ИЗ "Клинценбау" от 26 декабря 2017 года; копией приложения N 1 к приказу от 26 декабря 2017 года N 181; копией приказа о приеме Мотовиловой В.Н. на работу в ООО "ИЗ "Клинценбау" от 22 июня 2015 года; копией должностной инструкции главного бухгалтера ООО "ИЗ "Клинценбау"; копией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года; выпиской из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период; копией налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2018 год; выпиской из оборотов счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"; копией карточки счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ООО "РЕГИОНТРАНС" ИНН 7721306823; выпиской из карточки счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ООО "РЕГИОН ТРАНС" ИНН 9721064938; копией акта выездной налоговой проверки N 4 от 14 июля 2020 года; материалами проверки ООО "ИЗ "Клинценбау"; копий расчета отклонений по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2018 года; копий расчета отклонений по налогу на прибыль организаций за 12 месяцев 2018 года; дополнением к акту налоговой проверки N4 от 19 октября 2020 года и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Вывод судебных инстанций о совершении Мотовиловой В.Н. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вопреки доводам жалобы, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела.

Подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что протокол по делу об административном правонарушении был составлен только на основании акта проверки без вынесения соответствующего решения налогового органа, которое в соответствии с требованиями налогового законодательства является безусловным основанием, допускающим возможность привлечения к административной ответственности по статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом, а также порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки регламентируется статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Поскольку должностные лица организаций-налогоплательщиков субъектами налоговых правоотношений не являются, они не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные лица при наличии достаточных оснований могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящей жалобе Мотовилова В.Н. заявляет также об отсутствии в ее действиях вины с указанием на то, что требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, ею выполнены, первичные документы отражены в бухгалтерском учете правильно, однако она не имела возможности установить, что они не отражали действительное содержание совершенных хозяйственных операций.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Вместе с тем факт искажения данных бухгалтерского учета установлен по итогам проведенной налоговой проверки при сопоставлении первичных документов с регистрами бухгалтерского и налогового учета, а также сведениями, полученными в результате мероприятий налогового контроля. Оснований для признания приведенного довода состоятельным не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Мотовиловой В.Н. в пределах санкции части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка N 61 судебного района г. Клинцы Брянской области от 21 октября 2020 года, решение судьи Клинцовского городского суда Брянской области от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью "Инновационный завод "Клинценбау" Мотовиловой Веры Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мотовиловой Веры Николаевны - без удовлетворения.

Судья Г.К.Шамшутдинова