ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6009/20 от 19.02.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-858/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу Захарова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 мая 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 августа 2020 года, вынесенные в отношении Захарова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года Захаров А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 мая 2020 года указанное постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 3 августа 2020 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Захаров А.А. просит вынесенные по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в 2019 года государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» приобретались лесопожарная техника и оборудование за счет субсидий, предоставленных в рамках подпрограммы «Леса Кубани» государственной программы Краснодарского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства», утвержденной постановлением главы администрации Краснодарского края от 20 ноября 2015 года

Подпрограммой предусмотрено предоставление в 2019 году субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края на приобретение техники для осуществления охраны лесов от пожаров в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края «Сохранение лесов» из средств федерального бюджета в размере 90 229 рублей 01 копейка результат реализации мероприятия - приобретение техники - 32 единицы, оборудования - 4 штуки.

В целях предоставления субсидии, между министерством природных ресурсов Краснодарского края и государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» заключено Соглашение от 17 апреля 2019 года № 3 «О порядке и условиях предоставления субсидии государственному бюджетному учреждению Краснодарского края Краевой лесопожарный центр», подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края, на приобретение техники для осуществления охраны лесов от пожаров в рамках реализации регионального проекта Краснодарского края «Сохранение лесов» в рамках реализации пункта 1.5 Подпрограммы.

Приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 5 апреля 2019 года № 741 утвержден порядок определения объема и условий предоставления субсидий государственному бюджетному учреждению Краснодарского края на приобретение лесопожарной техники и оборудования в целях осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 5.3 Порядка № 741 государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» представляет отчеты министерству природных ресурсов Краснодарского края о результатах использования субсидий в сроки и по формам, предусмотренным в договоре (соглашении) с министерством.

В силу пункта 2.3.4 Соглашения № 3 учреждение обязуется представлять отчеты об использовании полученной субсидии по форме, установленной Соглашением ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, а отчет за текущий финансовый год - не позднее 10 января очередного финансового года с приложением надлежащим образом оформленных подтверждающих документов.

В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения № 3 учреждение несет ответственность за невыполнение целей и условий данного соглашения, в том числе за нецелевое использование средств субсидии, несвоевременность представления отчетов, недостоверность сведений, представляемых в отчетах об использовании субсидии, предоставленной учреждению в 2019 году.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили выводы должностного лица о том, что учреждением в нарушение пункта 5.3 Порядка и пункта 2.3.4 Соглашения не представлен отчет об использовании полученной субсидии за очередной финансовый год, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Захаров A.Л., являясь исполняющим обязанности руководителя государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду того, что не обеспечил должным образом представление учреждением отчетности в установленные Соглашением порядке и сроки.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Захаров А.А. указывает на неверное толкование административным органом и нижестоящими судами норм материального права, а также на то обстоятельство, что постановлением Арбитражного суда Краснодарского края постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, которым по данным обстоятельствам дела ГБУ Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено.

С указанными доводами жалобы надлежит согласиться ввиду следующего.

Часть 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает, что при выявлении в деятельности юридического лица единственного события правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены сразу несколько лиц: само юридическое лицо, его руководитель и (или) иные работники, но при этом каждое такое лицо может быть подвергнуто административному наказанию с соблюдением порядка и условий его применения.

Согласно постановлению Арбитражного суда Краснодарского края от 18 июня 2020 года № А32-11891/2020, размещенному на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оставленному без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного суда общей юрисдикции от 25 августа 2020 года и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2020 года, постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, которым ГБУ Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствие в действиях учреждения состава административного правонарушения.

Суды исходили из того, требование о представлении в министерство природных ресурсов отчета до 10 января очередного финансового года не является условием для предоставления субсидии, а относится к порядку исполнения получателем обязанности подтверждения целевого расходования субсидии, в связи с чем, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей образуют действия, связанные с нарушением именно условий предоставления субсидий.

Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на ее получение, а не в процессе исполнения обязанности подтверждения целевого расходования уже предоставленной субсидии.

Таким образом, суды пришли к выводу о том, что допущенные ГБУ Краснодарского края «Краевой лесопожарный центр» нарушения не образуют состав указанного правонарушения.

Учитывая изложенное, и в частности то, что основанием для привлечения юридического лица и должностного лица по одной и той же статье послужили одни и те же основания, судья кассационной инстанции соглашается с выводами, изложенными в приведенных постановлениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 мая 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 августа 2020 года, вынесенные в отношении Захарова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 5 марта 2020 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 28 мая 2020 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 3 августа 2020 года, вынесенные в отношении Захарова А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Е. Иванов

Решение09.04.2021