ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6056/2022 от 02.09.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 2 сентября 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу защитника исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>ФИО1ФИО4 на вступившее в законную силу постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ министр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Решением судьи <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение судьи Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО4 просит указанные судебные акты отменить, полагая их незаконными, необоснованными и вынесенными с нарушением норм материального и процессуального права.

На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рл «О временном исполнении обязанностей министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>» ФИО1 назначен на должность министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>.

ФИО1 замещает должность государственной гражданской службы <адрес>, включенную в Перечень должностей в органах исполнительной власти <адрес> раздела III Реестра должностей государственной гражданской службы <адрес>, утвержденного законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы <адрес>».

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (часть 1 статьи 47 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Права и обязанности министра отражены в положении о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение и Постановление ) и в должностном регламенте министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы администрации (губернатора) <адрес> (далее - должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ).

С должностным регламентом от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая запись и подпись.

Статус юридического лица министерства определены Положением .

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения установлено, что министр определяет меры поощрения к работникам министерства.

Одновременно с этим, пунктом ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность министра распоряжаться выделенными министерству финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.

В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

В силу части 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности положения казенных учреждений с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Частью 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.

Руководителем организации в соответствии со статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Положения определено, что министр действует от имени министерства без доверенности и представляет его интересы в органах государственной власти, судах, других организациях.

В силу пункта «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность.

Факт возложения полномочий руководителя юридического лица на ФИО1 подтверждается сведениями о юридическом лице (Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>), содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) с учетом внесенных изменений.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи, к юридическому лицу применяется административный порядок его исключения из ЕГРЮЛ. Записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении министерства, отсутствуют, следовательно, ФИО1 являлся руководителем постоянно действующего исполнительного органа, лицом, на которое возложены полномочия руководителя юридического лица.

В связи с вышеизложенным, Распоряжением -р на ФИО1 возложены все полномочия и должностные обязанности министра, в том числе по соблюдению нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей органов исполнительной власти <адрес>.

Постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим государственные должности <адрес> и должности государственной гражданской службы <адрес> в администрации <адрес>, а также руководителям органов исполнительной власти <адрес>» утверждено Положение о порядке выплаты руководителям органов исполнительной власти <адрес> ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - Постановление и Положение ).

С учётом вышеуказанных обстоятельств, на исполняющего обязанности министра как руководителя министерства, представителем нанимателя которого является глава администрации (губернатор) <адрес>, распространяется Положение .

Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. приказов Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим <адрес> Министерства ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного сплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - Положение о порядке выплат государственным гражданским служащим Министерства ).

Согласно Положению о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства (пункт 3.9, 3.10), сотрудниками Министерства - начальниками управления и начальниками отделов, на имя исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> направлены предложения о рассмотрении вопроса премирования работников по итогам работы за период 2019 года, на которых споит виза ФИО1, в том числе, с определением размера премии государственным гражданским служащим Министерства.

Установлено, что приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-л «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим <адрес> в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> по итогам работы за период 2019 года» (далее - Приказ -л) за подписью исполняющего обязанности министра ФИО1 работникам Министерства выплачена премия пропорционально коэффициенту экономии за фактически отработанное время, в том числе исполняющему обязанности министра ФИО1 - в размере 65 960,05 рублей. Таким образом, и.о. министра ФИО1 принято решение о выплате премии работникам Министерства, что в силу пункта 3.10 Положения о порядке выплат государственным гражданским служащим Министерства является полномочием министра, а также решение о премировании и.о. министра, что в силу пункта 3.9 Положения является полномочием главы администрации губернатора) <адрес>.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения руководителям органов государственной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплаты государственным служащим должны осуществляться в соответствии, в том числе с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед государственным органом.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения руководителям органов исполнительной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы (далее - премия).

В силу пункта 3.8 Положения предложения о выплате премии (с указанием планируемого к выплате размера премии) руководителям органов исполнительной власти направляются заместителями главы администрации (губернатора) <адрес>, курирующими соответствующие органы исполнительной власти <адрес>, в письменном виде главе администрации (губернатору) <адрес>.

Решение о выплате премии принимается главой администрации губернатором) <адрес> и оформляется распоряжением главы администрации (губернатора) <адрес> (пункт 3.9 Положения Лк 1050).

Документов о премировании ФИО1 за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 года в виде распоряжения главы администрации (губернатора) <адрес> проверке не предоставлено.

На основании Приказа -л, подписанного исполняющим обязанности министра ФИО1, премия по итогам работы за период 2019 года, в том числе исполняющему обязанности министра ФИО1 в размере 65 960,05 рублей, перечислена Министерством согласно списку сотрудников (реестра 129) путем зачисления на счета, открытые в отделении СБЕРБАНКА ФИО2<адрес>, с лицевого счета Министерства за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190) платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, премия ФИО1 как лицу, исполняющему обязанности министра, начислена и выплачена неправомерно в связи с отсутствием решения представителя нанимателя в виде распоряжения главы администрации (губернатора) <адрес>, предусмотренного пунктом 3.9 Положения , вследствие чего расчетно-платежная операция является нецелевым использованием средств.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Судья кассационного суда находит выводы нижестоящих судей обоснованными и основанными на установленных фактах и надлежащем праве.

Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 судебными инстанциями рассмотрено всесторонне, полно и объективно, нарушений требований положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины ФИО1 в совершении вмененного ему административного правонарушения не установлено.

Доводы, являлись предметом проверки при рассмотрении дела судьями районного и краевого судов, мотивированно отвергнуты по основаниям, названным в обжалуемых судебных актах, как противоречащие совокупности собранных по делу доказательств.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу защитника исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>ФИО1ФИО4 - без удовлетворения.

Судья Х.З. Борс