ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6074/2022 от 16.09.2022 Первого кассационного суда общей юрисдикции

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

N 16-6074/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Саратов 16 сентября 2022 года

Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу Ч на вступившие в законную силу постановление судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 2 июня 2022 года, вынесенные в отношении Ч по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Нижегородского областного суда от 2 июня 2022 года, гражданин КНР Ч признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.

В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Ч просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2021 года N 1706 "Об установлении на 2022 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности" на 2022 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации виды деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в области строительство (раздел F) составила - в размере 80 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Из протокола об административном правонарушении следует, что 4 мая 2022 года в 16 часов 30 минут при проверке соблюдения миграционного законодательства иностранными гражданами по адресу: г сотрудниками ОИК УВМ ГУ МВД России по Нижегородской области выявлен факт несоблюдения гражданином Китая Ч ограничений, установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан на осуществление отдельных видов деятельности, а именно: временно пребывающий в России гражданин Китая Ч осуществляет трудовую деятельность в качестве директора ООО "СпецСтройВолга". Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительными видами экономической деятельности ООО "СпецСтройВолга" является строительство зданий и жилых сооружений (код 41.20 «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-ст). Данный вид деятельности относится к разделу F (строительство) указанного классификатора. По имеющейся информации установлено, что по состоянию на 1 января 2022 года доля иностранных работников в ООО "СпецСтройВолга" превысила 80 процентов от общей численности работников.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ч к административной ответственности по части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода, с выводами которого согласился судья Нижегородского областного суда.

Вместе с тем с принятыми решениями судьи районного суда и судьи областного суда согласиться нельзя.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Диспозиция части 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

В материалах дела отсутствуют сведения, по каким основаниям должностным лицом, составившим протокол, и судами сделан вывод о превышении 80-процентного предела доли иностранных работников от общей численности работников в ООО "СпецСтройВолга".

В материалах дела имеется табель учета рабочего времени за апрель 2022 года, где количество работающих составило 51 человек (л.д.29-34).

Из письменных пояснений К. - представителя ООО "СпецСтройВолга" следует, что численность работников составляет 40 человек.

При этом штатное расписание не истребовалось.

Материалы дела не содержат сведений о численности работающих в Обществе граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан.

При этом, пунктом 2 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрено, что устанавливаемая правительством допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, не распространяется на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

В подтверждение заключения Обществом трудовых договоров с высококвалифицированными специалистами представлены их копии (л.д.12-15).

Перечисленным выше обстоятельствам не дана оценка при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу и жалобы Ч в порядке статьей 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах постановление судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 2 июня 2022 года, состоявшиеся в отношении Ч по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене как вынесенные с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение судье Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление судьи Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 18 мая 2022 года, решение судьи Нижегородского областного суда от 2 июня 2022 года, состоявшиеся в отношении Ч по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Сормовский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья Г.К.Шамшутдинова