№16-6078/2020
№16-890/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 19 февраля 2021 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области ФИО1, на вступившее в законную силу решение судьи Астраханского областного суда от 28 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главного бухгалтера Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области ФИО2,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21 мая 2020 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июня 2020 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21 мая 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Астраханского областного суда от 28 августа 2020 года решение судьи Кировского районного суда г. Астрахани от 30 июня 2020 года отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя ФИО1, ставит вопрос об отмене решения судьи Астраханского областного суда от 28 августа 2020 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей областного суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 112н, порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений устанавливается главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 Общих требований в порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года №112н, формирование, утверждение и ведение бюджетных смет федеральных учреждений осуществляется указанными учреждениями с использованием государственной интегрированной информационной системы управления финансами «Электронный бюджет».
В соответствии с абзацем 6 пункта 7 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов федеральной службы исполнения наказания и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 02 февраля 2017 года № 76, утверждение смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориального органа, учреждения уголовно-исполнительной системы и подразделения осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения Федеральной службе исполнения наказаний, территориальному органу, учреждению Уголовно- исполнительной системы и подразделению соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует, что на основании приказа УФК по Астраханской области от 27 февраля 2020 года № 153 «О проведении выездной проверки в УФСИН России по Астраханской области» проведена проверка использования средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимости имущества, находящихся в государственной собственности, за период 2017-2019 годов.
Выездной проверкой выявлены нарушения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 года № 112н, а именно установлено следующее.
Расходным расписанием от 17 августа 2018 года № 00151488/150 до Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области, как до получателя бюджетных средств, доведены лимиты бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 320 0305 42 3 08 90049 243 на сумму 1 000 000,00 рублей (выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств № 03251514880 за 17 августа 2018 г., составленная казначеем Управления Федерального казначейства по Астраханской области 20 августа 2018 г.)
После получения лимитов бюджетных обязательств по вышеуказанному расходному расписанию Управлением Федеральной службы исполнения наказаний Астраханской области утверждено изменение показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) от 5 сентября 2018 года № 1-52- 320/00151488/0019 по коду строки 01000 «Расходы на обеспечение функционирование Вооруженных сил РФ, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований (муниципального) имущества) отражено увеличение по коду бюджетной классификации 320 0305 42 3 08 90049 243 на 800 000,00 рублей, в том числе на сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств 1 000 000,00 рублей по расходному расписанию от 17 августа 2018 года № 00151488/150 и на сумму отозванных лимитов бюджетных обязательств - (минус) 100 000,00 рублей по расходному расписанию от 29 августа 2018 года №00151488/158. Приложением к изменению показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) от 5 сентября 2018 года №1-52-320/00151488/0019 являются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Указанное изменение показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) утверждено и подписано 5 сентября 2018 года начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области.
После доведения лимитов бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации 320 0305 42 3 08 90049 243 на сумму 1 000 000,00 рублей по расходному расписанию от 17 августа 2018 г. № 00151488/150 Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области следовало утвердить в срок до 3 сентября 2018 г. изменения показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 1020 годов).
Однако, утверждение изменения показателей бюджетной сметы на 2018 финансовый год (на плановый период 2019 и 2020 годов) по коду бюджетной классификации 320 0305 42 3 08 90049 243 на сумму 1 000 000,00 рублей осуществлено Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области 5 сентября 2018 г., то есть на 2 рабочих дня позже установленного срока.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 21 мая 2020 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
С данными выводом согласился судья районного суда.
Судья областного суда, прекращая производство по делу, исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15.15.7 КоАП РФ административным правонарушением являлось нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет и (или) порядка учета бюджетных обязательств (в редакции от 07.06.2017).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1). Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено (пункт 33.2).
Таким образом, положения Федерального закона от 29 мая 2019 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» распространяются на ФИО2, допустившую нарушение бюджетного процесса, до изменения с 9 июня 2019 года правового регулирования в указанной сфере.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области, должностным лицом которого является ФИО2, казенным учреждением не является.
Согласно пункту 1 статьи 123. 22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Из этого следует, что в структуре ФСИН имеются территориальные органы ФСИН, учреждения, исполняющие наказание, которые как раз и осуществляют деятельность в форме казенных учреждений, следственные изоляторы и иные учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Управление ФСИН России по Астраханской области, в котором осуществляет деятельность ФИО2, является территориальным органом ФСИН России, а не учреждением, исполняющим наказание, осуществляющим деятельность в форме казенного учреждения.
Тот факт, что в ходе составления и исполнения бюджетных смет Управление ФСИН руководствуется, в том числе, нормативными актами, регламентирующими бюджетный процесс в казенных учреждениях, не изменяет формы осуществления деятельности территориального органа ФСИН.
Таким образом, судья областного суда пришел к выводу о том, что в действиях ФИО2, нарушившей 3 сентября 2018 года порядок ведения бюджетных смет, состав правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.7 КоАП РФ в редакции, действовавшей до 9 июня 2019 года, отсутствует, а по части 2 статья 15.15.7 КоАП РФ в ныне действующей редакции она привлечению не подлежит, поскольку закон, ухудшающий положение, обратной силы не имеет.
Считаю, что данный вывод судьи областного суда является законным и обоснованным.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден.
Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем вопрос о виновности ФИО2 повторно обсуждаться не может.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Астраханского областного суда от 28 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Астраханского областного суда от 28 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя ФИО1 – без удовлетворения.
Судья
Решение19.06.2021