ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6084/2022 от 24.02.2023 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-333/2023 (П16-6084/2022)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 24 февраля 2023 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу ФИО2 на вступившие в законную силу постановление врио руководителя Краснодарского ФИО1.30-3706/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении секретаря отраслевой комиссии по закупке потребительских товаров и продукции специального назначения ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» ФИО2,

установил:

постановлением врио руководителя Краснодарского ФИО1 Л.А. .30-3706/2021 от ДД.ММ.ГГГГ, секретарь отраслевой комиссии по закупке потребительских товаров и продукции специального назначения ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО2 просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении постановления, считая их незаконными, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что согласно решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление должного лица .30-3706/2021 от ДД.ММ.ГГГГ выносилось врио руководителя Краснодарского ФИО1 Л.А на основании решения ФИО1 по КК от ДД.ММ.ГГГГ-КС по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое было признано недействительным Арбитражным судом <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение вступило в законную силу. Кроме того, настоящее дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по делу) установлена ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Как следует из материалов дела, Уполномоченным учреждением - ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» проводился электронный аукцион: «Поставка Многофункциональных устройств (МФУ)» (извещение №), для нужд Заказчика - Министерства образования, науки и молодежной политики КК. Начальная (максимальная) цена контракта – 1397990,88 рублей. В соответствии с описанием объекта закупки к поставке требуется: Многофункциональное устройство (МФУ), код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ**: 26.20.18.000/26.20.1S.00000000069 в количестве 117 штук (наличие молудя Wi-Fi, наличие разъема USB, способ подключения LAN,USB, максимальное разрешение печати dpi 1200x1200, формат печати А4, цветность печати черно-белая, технология печати электрографическая (лазерная, светодиодная), возможность сканирования в форматах А4).

В соответствии с ч.2 ст.66 Федерального закона №44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.

В силу ч.3 ст.66 Федерального закона №44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар: а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона); б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Федерального закона №44-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно ч.4, ч.5 ст.67 Федерального закона №44-ФЗ, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не -предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

К участию в электронном аукционе подано 16 заявок участников, которые в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от ДД.ММ.ГГГГ признаны соответствующими документации об электронном аукционе и допущены к участию в нем.

В заявке ООО «Диджитал» под номером указана следующая информация о поставляемом товаре: Многофункциональное устройство (МФУ) Pantum P2500NW (производитель «Pantum International Limited», Китайская Народная Республика), количество 117 шт., (наличие молудя Wi-Fi, наличие разъема USB, способ подключения LAN,USB, максимальное разрешение печати dpi 1200x1200, формат печати А4, цветность печати черно-белая, технология печати электрографическая (лазерная, светодиодная), возможность сканирования в форматах А4).

ДД.ММ.ГГГГ опубликован протокол подведения итогов аукциона в электронной форме , согласно которому победителем электронного аукциона признана заявка ООО «Диджитал». Предложенное ООО «Диджитал» к поставке устройство - Pantum P250NW (производитель «Pantum International Limited», Китайская Народная Республика), несмотря на указанную в заявке информацию, не является многофункциональным устройством (МФУ), в соответствии с информацией, содержащейся в руководстве пользователя вышеуказанного устройства, а также характеристиками данного устройства, содержащимися в общедоступных источниках, является принтером.

Таким образом, устройство, указанное в заявке ООО «Диджитал», не соответствует требованиям, установленным в документации электронного аукциона.

На основании изложенного, должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии в действиях секретаря отраслевой комиссии по закупке потребительских товаров и продукции специального назначения ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, о чем вынесено постановление.

С названными выводами согласился судья районного суда.

Вместе с тем принятые по делу постановление и решение судьи законными признать нельзя.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно названным нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Сведений об исполнении постановления должностного лица материалы дела не содержат.

ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», касаемые, в том числе положений, регулирующих процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требования к таким процедурам, а также порядок заключения государственных (муниципальных) контрактов и особенности их исполнения.

Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.

Вместе с тем, положения статей 66, 67 и 69 названного закона о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливающие порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе, порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, порядок рассмотрения вторых заявок на участие в электронном аукционе, признаны утратившими силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно решению Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановление должного лица .30-3706/2021 от ДД.ММ.ГГГГ выносилось врио руководителя Краснодарского ФИО1 Л.А на основании решения ФИО1 по КК от ДД.ММ.ГГГГ-КС по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое признано недействительным Арбитражным судом <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, следует согласиться с доводами жалобы.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Обжалуемые постановление и решение суда, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 и пунктом 4 части 2 статьи 30.17данного Кодекса.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

постановление врио руководителя Краснодарского ФИО1.30-3706/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении секретаря отраслевой комиссии по закупке потребительских товаров и продукции специального назначения ГКУ КК «Дирекция государственных закупок» ФИО2, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Х.З. Борс