ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6147/2023 от 10.01.2024 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-76/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 10 января 2024 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хорошевская М.В., рассмотрев жалобу <данные изъяты> Департамента образования администрации города Нижневартовска К. на вступившие в законную силу постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2023 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 27 сентября 2023 года, вынесенные в отношении <данные изъяты> Департамента образования администрации города Нижневартовска К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 27 сентября 2023 года, должностное лицо - <данные изъяты> Департамента образования администрации города Нижневартовска К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо К. просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2023 года.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Принимая во внимание положение части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья городского суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица должен был проверить дело в полном объеме, в том числе выполнить требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из материалов дела следует, что 04 июля 2023 года начальником юридического отдела контрольно-счетного органа муниципального образования – счетной палаты города Нижневартовска по итогам проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности Департамента образования администрации города Нижневартовска (далее - Департамент) в отношении <данные изъяты>К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которого 09 декабря 2022 года К.., замещающая должность <данные изъяты> Департамента образования администрации г. Нижневартовска, являющего главным распорядителем бюджетных средств, допустила нецелевое их использование путем возмещения затрат ИП <данные изъяты> в сумме 141577 рублей 50 копеек.

Согласно выводам должностного лица, изложенным в протоколе об административном правонарушении, данные затраты возмещены привлекаемым к административной ответственности лицом в нарушение требований подпункта 1 пункта 2 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 декабря 2013 года N 123-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области образования и о субвенциях местным бюджетам для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (далее Закон № 123-оз), пункта 1.1 Порядка предоставления субсидии частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации города Нижневартовска от 18.08.2021 № 690 (далее - Порядок 690), пункта 1.1.1 Соглашения, заключенного между Департаментом и ИП Мустафиной о предоставлении субсидии юридическому лицу (за исключением муниципального учреждения), индивидуальному предпринимателю, на возмещение затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования от 21 февраля 2022 №404 (далее - Соглашение №404), в связи с приобретением у ИП Мустафина товаров (бумага, контейнеры и ящики для игрушек, комплектующие для компьютерной техники), которые в соответствии с Примерным перечнем технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, расходных материалов, игр, игрушек для обеспечения организаций, реализующих программы дошкольного образования, утвержденного приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 29 мая 2020 года № 782 (далее – Примерный перечень) к числу технических средств обучения, демонстрационного учебного оборудования, наглядных средств обучения, учебных пособий, игр, игрушек не относятся, соответственно, произведенные на них расходы в данной сумме не относятся к числу затрат на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.

Судебные инстанции при рассмотрении жалоб, соглашаясь с должностным лицом административного органа, пришли к выводу о доказанности вины К. по представленным доказательствам (наличии в действиях должностного лица состава и события вмененного административного правонарушения).

Между тем, указанные выводы являются преждевременными, выполнены без учета существенных обстоятельств дела, а также надлежащей оценки представленных доказательств.

Так, в жалобах на постановление должностного лица, заявитель, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, указывал на то, что нецелевое использование денежных средств не имело место в рассматриваемом случае, поскольку приобретаемые товары относятся к Примерному перечню, являются средствами, необходимыми для обучения.

Вместе с тем указанные доводы необоснованно оставлены судами без должного внимания.

В силу пункта 6.1 Порядка предоставления субвенций из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных районов и городских округов ХМАО-Югры для обеспечения государственных гарантий на получение образования и осуществления переданных отдельных государственных полномочий в области образования, утвержденного постановление правительства ХМАО-Югры от 30 декабря 2016 года № 567-п (далее - Порядок № 567-п) субсидия предоставляется на основании договора, заключенного между органами местного самоуправления и частной организацией.

Пунктом 6.2 Порядка № 567-п указано, что Порядок предоставления субсидии и рассмотрения документов на ее получение устанавливает орган местного самоуправления самостоятельно.

Подпунктом 5.2 пункта 5 приложения 13 Думы города Нижневартовска от 10 декабря 2021 года №45 «О бюджете города Нижневартовска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» определено, что субсидия из бюджета города предоставляется в случае возмещения затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Из содержания пункта 1.1 Порядка № 690 следует, что субсидия частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, предоставляется на возмещение затрат по реализации образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий, и оплату коммунальных услуг), что соответствует требованиям Закона № 123-оз.

Согласно материалов дела, между Департаментом и ИП <данные изъяты> 21 февраля 2022 заключено Соглашение №404.

Пунктом 1.1.1 Соглашения №404 предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат получателя субсидии, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, дополнительное профессиональное образование педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на оплату труда работников, осуществляющих деятельность, связанную с содержанием зданий, и оплату коммунальных услуг), что соответствует требованиям Закона № 123-оз, Порядка № 690.

Во исполнение Закона № 123-оз приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 29 мая 2020 года № 782 утвержден Примерный перечень.

В данный Примерный перечень, среди прочих, включены компьютер в сборе, ноутбуки, системный блок, бумага, картон, ватман, карандаши, ручки, краски, пластилин, фломастеры, мелки, кисти и иные канцелярские товары, контейнеры для игрушек.

При этом буквальное содержание Примерного перечня свидетельствует о том, что он является открытым: средства обучения и иное учебное оборудование, прямо не перечисленные в приведенном Перечне, могут быть приобретены за счет средств субвенции, если они обладают совокупностью свойств, признаков и характеристик декларируемых в нём средств обучения.

Согласно Перечню приобретенных ИП Мустафина (получателем субсидии) расходных материалов за ноябрь 2022 года, получатель субсидии приобрела: бумагу, комплектующие для компьютерной техники (карта, памяти, твердый накопитель, плата, монитор, процессор, корпус, видеокарта, куллер), контейнер-сундук, ящики для игрушек, сетевой фильтр, на сумму 141577,50 руб.

Вместе с тем, судьями нижестоящих судебных инстанций не дана оценка указанным обстоятельствам и приведенным выше доказательствам (Перечню приобретенных расходных материалов). Вопрос о том, относятся ли приобретенные товары к Примерному перечню и обладают ли они совокупностью свойств, признаков и характеристик, декларируемых в названном перечне, судьями нижестоящих инстанций также не разрешался.

Таким образом, в нарушение процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при пересмотре дела по жалобам должностного лица надлежащей правовой оценки доводы заявителя не получили.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Такие нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для отмены вышеуказанных судебных актов, и возвращения дела на новое рассмотрение жалобы в городской суд.

При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принять по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

постановил:

постановление судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 27 сентября 2023 года, вынесенные в отношении <данные изъяты> Департамента образования администрации города Нижневартовска К. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.

Судья Седьмого кассационного

суда общей юрисдикции М.В. Хорошевская