№ 16-797/2021
(№16-6204/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 25 февраля 2021 года
Заместитель председателя Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Савельева Л.А., рассмотрев жалобу директора ООО «Военная экология» Лобанкова В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 09 октября 2020 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Военная экология»,
установила:
постановлением судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 09 октября 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Военная экология» (далее – ООО «Военная экология», Общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности ООО «Военная экология» по сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенном в <данные изъяты> Пермского края (площадка МБР «Трифоновская») на срок 70 суток.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Военная экология» Лобанков В.В. просит об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
Управление Россельхознадзора по Пермскому краю, Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, администрация Октябрьского городского округа Пермского края, глава крестьянского (фермерского) хозяйства <данные изъяты> в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлены о подаче жалобы, возражений не представили.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно преамбуле Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) данный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
На основании статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 34 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (часть 1), при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (часть 2).
На основании статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (часть 1), запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (часть 2).
В соответствии с абзацем первым части 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как усматривается из материалов дела, 18 июня 2020 года специалистами отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю (далее - Управление Россельхознадзора) при проведении рейдового осмотра земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Пермский край, <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения и расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 364693 кв.м, установлено, что ООО «Военная экология» на данном земельном участке, непосредственно граничащим с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, складировало отходы песчаного и глинистого грунта с включениями темного цвета, которые перекрывают плодородный слой почвы; на основании результатов лабораторных исследований установлено превышение нормативных показателей содержания нефтепродуктов в почве, а также превышение предельно-допустимой концентрации цинка.
28 июля 2020 года государственными инспекторами РФ в области охраны окружающей среды Западно-уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление Росприроднадзора) при осмотре территории, расположенной за границами площадки обезвреживания и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов «Трифоновская», расположенной в <данные изъяты> Пермского края, кадастровый номер <данные изъяты>, было установлено, что ООО «Военная экология» при эксплуатации площадки обезвреживания и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов «Трифоновская», допустило нарушение целостности обваловки площадки с возможным вытеканием отходов за границу эксплуатируемой площадки; а также допустило размещение отходов за границами эксплуатируемого участка площадки обезвреживания и рекультивации буровых и нефтесодержащих отходов «Трифоновская», что подтверждается результатами лабораторных испытаний.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколами об административных правонарушениях от 06 августа 2020 года и 21 августа 2020 года; заявлением <данные изъяты> от 27 мая 2020 года; письмом администрации Октябрьского городского округа от 15 июня 2020 года; выписками из ЕГРН на земельные участки; рейдовым заданием от 15 июля 2020 года; приказом от 17 июня 2020 года, актом рейдовых осмотров, обследований органом государственного контроля (надзора) № 589 с фототаблицами и схемами; актами (протоколом) отбора образцов (проб) почв от 18 июня 2020 года, протоколами испытаний от 09 июля 2020 года; заключениями к протоколам испытаний от 16 июля 2020 года; протоколами лабораторных исследований от 10 августа 2020 года; актами отбора проб от 28 июля 2020 года с фототаблицами; актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 28 мая 2020 года; приказом о проведении рейдовой проверки от 22 июля 2020 года; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО «Военная экология» административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Военная экология» имелась возможность для соблюдения требований законодательства в обрасти охраны окружающей среду и природопользования, а также обращения с отходами производства и потребления, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленные обязанности по недопущению нарушения действующего законодательства, не представлено.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях юридического лица объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6, частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы жалобы о том, что проверка Управления Росприроднадзора проведена с нарушением закона и материал проверки от 28.07.2020 содержит противоречивые данные несостоятельны, поскольку точное и достоверное установление места совершения административного правонарушения (площадка МБР «Трифоновская»), событие и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено ООО «Военная экология» в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде приостановления деятельности в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенных административных правонарушений, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, учитывая, что правонарушения представляют существенную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде, посягают на установленный государством порядок обращения с отходами производства и потребления, является обоснованным и справедливым.
Постановление о привлечении ООО «Военная экология» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 – 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда Пермского края от 28 сентября 2020 года, решение судьи Пермского краевого суда от 09 октября 2020 года, вынесенные по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Военная экология», оставить без изменения, жалобу директора ООО «Военная экология» Лобанкова В.В. – без удовлетворения.
Заместитель председателя
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Л.А. Савельева