ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6219/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 08 сентября 2022 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, решение судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, оставленным без изменения решением судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что основанием для привлечения ФИО1 послужили те обстоятельства, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества и содержания мемориальных и других сооружений в деятельности администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района, в результате которой установлено, что между администрацией Барановского сельсовета Алтайского края и заключен договор на проведение ремонтных работ. Предметом договора является ремонт Мемориального комплекса села Барановка воинам, погибшим в годы ВОВ в 1941-1945гг, согласно Перечню работ (Приложение № 1). не имеет лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Указанный Мемориальный комплекс является памятником регионального значения (реестровый номер №). Собственником объекта культурного значения является администрация Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края. Перечнем ремонтных работ предусмотрены следующие виды работ: Раздел 1. Вход на мемориал славы. Очистка в ручную поверхности фасада; улучшенная штукатурка фасада цементно-известковым раствором по камню; окраска фасада акриловым составом вручную с подготовкой поверхности. Раздел 2. Статуя солдата. Три бюста Героям ВОВ на пъедестале. Очистка с лесов в ручную поверхности статуи с лесов цементно-известковым раствором по камню; окраска статуи и трех бюстов на пъедестале акриловым составом с лесов вручную с подготовкой поверхности. Раздел 3. Панорамная плита с надписями. Очистка вручную поверхности панорамной плиты; улучшенная штукатурка фасада цементно-известковым раствором по камню; окраска вручную фасада панорамной плиты акриловым составом с подготовкой поверхности.
Таким образом, администрацией Барановского сельсовета Змеионогорского района в отсутствие полномочий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в нарушение порядка установленного ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заключен договор на проведение ремонтных работ от 03.04.2020г с организацией, не имеющей соответствующей лицензии.
Изложенное явилось основанием для привлечения должностного лица, ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края от 30 декабря 2020г, решением о проведении проверки от 26.11.2020г,, актом проверки от 18.12.2020г, объяснением ФИО1, выпиской из ЕГРН, выпиской из ЕГРЮЛ, договором выполнения ремонтных работ с приложением, приказом Алтайохранкультуры от 08.04.2020 № 241 и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Из статьи 45 Закона следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).
Частью 2 статьи 45 названного Закона предусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п.2);
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (ч.3).
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч.4).
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ч.6).
Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.04.2001г № 94 «Об утверждении списка памятников ВОВ в Алтайском крае» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, внесен «Мемориальный комплекс села Барановка в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945гг».
Собственником является муниципальное образование Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края (номер № от 17.12.2019).
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, обоснованно пришли к выводу о том, что ФИО1 нарушил требования закона, произвел ремонтные работы названного мемориального комплекса в отсутствие полномочий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в нарушение установленного статьей 45 приведенного выше Закона порядка проведения работ, которые проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объекта культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона № 73-ФЗот 25.06.2002г, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия не имеет, что подтверждается материалами дела.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 заместитель главы администрации Змеиногорского района пояснила, что отсутствие охранного обязательства не свидетельствует о том, что можно проводить ремонтные работы без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. На совместном совещании, ФИО1 был предупрежден об указанных обстоятельствах и поставлен в известность о необходимости согласования с Управлением перечня ремонтных работ и разрешения на их проведение.
Субъективное толкование заявителем жалобы норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения, основанием к отмене принятых по делу решений, не является.
Вопреки доводам жалобы, с учетом требований действующего законодательства, подробно приведенного в решении суда, правильно сделан вывод в части выполнения ремонтных работ по договору в отсутствие охранного обязательства на дату заключения договора 03.04.2020г.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 7.13 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно рассмотрел дела в отсутствие ФИО1 и его представителя ФИО2, 26 марта 2021г. Из материалов деда следует, что ФИО1 и ФИО2 извещены о дате и времени слушания дела в установленном порядке, (л.д.137 телефонограмма). 25.03.2021г ФИО1 подал ходатайство об отложении дела слушанием в связи с продлением ему больничного листа, (л.д.138) ФИО2 подано ходатайство 25.03.2021г об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением ФИО1 на больничном листе, (л.д.140). Вместе с тем, из материалов дела следует, что дело слушанием судом неоднократно откладывалось в связи с различными причинами, отраженными в ходатайствах лицом привлекаемым к ответственности и его защитником. При этом, 26.03.2021г отсутствовали уважительные причины, свидетельствующие о невозможности явки указанных лиц в судебное заседание. Так 26.03.2020г ФИО1 подписал запросы, адресованные в администрацию Змеиногорского района и комитет по культуре и туризму, исполняя должностные обязанности (л.д.142,144). Однако в суд не явился по своей воле, доказательств, свидетельствующих о невозможности принять участие в судебном заседании, не представил. ФИО2 не указала в ходатайстве уважительных причин, по которым она не явилась в судебное заседание 26.03.2021г.
При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно рассмотрел дело в их отсутствие.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, решение судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, вынесенные в отношении главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева