ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6219/2022 от 08.09.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6219/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кемерово 08 сентября 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, решение судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, вынесенные в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, оставленным без изменения решением судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что основанием для привлечения ФИО1 послужили те обстоятельства, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об увековечивании памяти погибших при защите Отечества и содержания мемориальных и других сооружений в деятельности администрации Барановского сельсовета Змеиногорского района, в результате которой установлено, что между администрацией Барановского сельсовета Алтайского края и заключен договор на проведение ремонтных работ. Предметом договора является ремонт Мемориального комплекса села Барановка воинам, погибшим в годы ВОВ в 1941-1945гг, согласно Перечню работ (Приложение № 1). не имеет лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Указанный Мемориальный комплекс является памятником регионального значения (реестровый номер ). Собственником объекта культурного значения является администрация Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края. Перечнем ремонтных работ предусмотрены следующие виды работ: Раздел 1. Вход на мемориал славы. Очистка в ручную поверхности фасада; улучшенная штукатурка фасада цементно-известковым раствором по камню; окраска фасада акриловым составом вручную с подготовкой поверхности. Раздел 2. Статуя солдата. Три бюста Героям ВОВ на пъедестале. Очистка с лесов в ручную поверхности статуи с лесов цементно-известковым раствором по камню; окраска статуи и трех бюстов на пъедестале акриловым составом с лесов вручную с подготовкой поверхности. Раздел 3. Панорамная плита с надписями. Очистка вручную поверхности панорамной плиты; улучшенная штукатурка фасада цементно-известковым раствором по камню; окраска вручную фасада панорамной плиты акриловым составом с подготовкой поверхности.

Таким образом, администрацией Барановского сельсовета Змеионогорского района в отсутствие полномочий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в нарушение порядка установленного ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002г «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заключен договор на проведение ремонтных работ от 03.04.2020г с организацией, не имеющей соответствующей лицензии.

Изложенное явилось основанием для привлечения должностного лица, ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановлением Змеиногорского межрайонного прокурора Алтайского края от 30 декабря 2020г, решением о проведении проверки от 26.11.2020г,, актом проверки от 18.12.2020г, объяснением ФИО1, выпиской из ЕГРН, выпиской из ЕГРЮЛ, договором выполнения ремонтных работ с приложением, приказом Алтайохранкультуры от 08.04.2020 № 241 и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Из статьи 45 Закона следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 этой статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 названной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (пункт 1).

Частью 2 статьи 45 названного Закона предусмотрено, что выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п.2);

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (ч.3).

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч.4).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (ч.6).

Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.04.2001г № 94 «Об утверждении списка памятников ВОВ в Алтайском крае» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, внесен «Мемориальный комплекс села Барановка в годы Великой Отечественной войны в 1941-1945гг».

Собственником является муниципальное образование Барановский сельсовет Змеиногорского района Алтайского края (номер от 17.12.2019).

Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, обоснованно пришли к выводу о том, что ФИО1 нарушил требования закона, произвел ремонтные работы названного мемориального комплекса в отсутствие полномочий на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также в нарушение установленного статьей 45 приведенного выше Закона порядка проведения работ, которые проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение работ, выданных органом охраны объекта культурного наследия, указанным в пункте 2 статьи 45 Закона № 73-ФЗот 25.06.2002г, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия не имеет, что подтверждается материалами дела.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 заместитель главы администрации Змеиногорского района пояснила, что отсутствие охранного обязательства не свидетельствует о том, что можно проводить ремонтные работы без согласования с Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края. На совместном совещании, ФИО1 был предупрежден об указанных обстоятельствах и поставлен в известность о необходимости согласования с Управлением перечня ремонтных работ и разрешения на их проведение.

Субъективное толкование заявителем жалобы норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения, основанием к отмене принятых по делу решений, не является.

Вопреки доводам жалобы, с учетом требований действующего законодательства, подробно приведенного в решении суда, правильно сделан вывод в части выполнения ремонтных работ по договору в отсутствие охранного обязательства на дату заключения договора 03.04.2020г.

Вывод судебных инстанций о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.

Действия ФИО1 квалифицированы по части 1 статьи 7.13 названного кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно рассмотрел дела в отсутствие ФИО1 и его представителя ФИО2, 26 марта 2021г. Из материалов деда следует, что ФИО1 и ФИО2 извещены о дате и времени слушания дела в установленном порядке, (л.д.137 телефонограмма). 25.03.2021г ФИО1 подал ходатайство об отложении дела слушанием в связи с продлением ему больничного листа, (л.д.138) ФИО2 подано ходатайство 25.03.2021г об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением ФИО1 на больничном листе, (л.д.140). Вместе с тем, из материалов дела следует, что дело слушанием судом неоднократно откладывалось в связи с различными причинами, отраженными в ходатайствах лицом привлекаемым к ответственности и его защитником. При этом, 26.03.2021г отсутствовали уважительные причины, свидетельствующие о невозможности явки указанных лиц в судебное заседание. Так 26.03.2020г ФИО1 подписал запросы, адресованные в администрацию Змеиногорского района и комитет по культуре и туризму, исполняя должностные обязанности (л.д.142,144). Однако в суд не явился по своей воле, доказательств, свидетельствующих о невозможности принять участие в судебном заседании, не представил. ФИО2 не указала в ходатайстве уважительных причин, по которым она не явилась в судебное заседание 26.03.2021г.

При таких обстоятельствах мировой судья обоснованно рассмотрел дело в их отсутствие.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка Змеиногорского района Алтайского края от 26 марта 2021г, решение судьи Змеиногорского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2021г, вынесенные в отношении главы Барановского сельсовета Змеиногорского района Алтайского края ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: С.Н. Михеева