ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-6263/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кемерово 20 ноября 2023 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 июня 2023г. и решение судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 4 августа 2023г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 июня 2023г., оставленным без изменения решением судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 04 августа 2023г, администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе представитель администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия ФИО1 просит судебные акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; обеспечивают и осуществляют своевременное оповещение населения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.
В силу пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, ведение гражданской обороны осуществляется в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.
В соответствии с пунктом 3 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687, подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).
План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации (пункт 4 Положения).
В соответствии с Приказом МЧС России от 27 марта 2020 г. N 216 дсп план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования согласуется с начальником ГУ МЧС России субъекта РФ и руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, наделенного полномочиями по организации проведения мероприятий по гражданской обороне, разработке и реализации плана гражданской обороны и защиты населения.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что администрация муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, в нарушение ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. п. 25, 28 Приказа МЧС России от 27 марта 2020 года № 216 дсп, п. 4 распоряжения Главы Республики Хакасия-Председателя Правительства Республики Хакасия от 13 декабря 2022 года № 172-рп «Об организации и проведении мероприятий по переработке плана гражданской обороны и защиты населения Республики Хакасия», п. п. 4, 7 Приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31 июля 2020 года № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» отсутствует переработанный план гражданской обороны и защиты населения муниципального образования (с учетом изменившейся обстановки); отсутствует перечень организаций, обеспечивающий выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне; не создана муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Факт имевшего место события указанного административного правонарушения и виновность администрации муниципального образования подтверждается протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении плановой проверки, актом проверки и другими допустимыми доказательствами.
Перечисленным доказательствам, в совокупности с другими материалами дела, мировой судья дал верную оценку и обоснованно признал администрацию муниципального образования виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей районного суда в порядке, предусмотренном ст. 30.6 КоАП РФ и обоснованно оставлена без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В силу ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона N 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 23 статьи 8 Устава муниципального образования Ширинский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 9 июля 2012 года определено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования Ширинский район от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В силу пункта 23 статьи 28 Устава организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне является полномочием администрации муниципального образования Ширинский район.
Таким образом, администрация муниципального образования является надлежащим субъектом вмененного правонарушения и обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ.
Следует согласиться с выводами судебных инстанций о том, что на территории Ширинского района системы оповещения не позволяют доводить информацию и сигналы оповещения до населения части населенных пунктов района как в автоматизированном режиме, так и в ручном режиме функционирования системы оповещения населения. Переданный по договору безвозмездного пользования комплекс системы оповещения и документация к нему (л.д.84-91) обратного не подтверждают.
Доводы жалобы о том, что администрацией муниципального образования приняты исчерпывающие меры по созданию и поддержанию в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения для нужд гражданской обороны, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела. Отсутствие денежных средств у администрации, не является основанием для освобождения от ответственности за данное правонарушение.
В силу приведенных нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, МЧС России на муниципальное образование возложена обязанность по ежегодному уточнению (переработке) до 25 января по состоянию на 1 января текущего года плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования. Данная обязанность на момент проведения плановой проверки исполнена не была.
Вопреки доводам жалобы, является обоснованным вывод о том, что перечень организаций, указанных в постановлении администрации муниципального образования от 12 июля 2021 года № 152 «О создании нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории Ширинского района» не соответствует перечню организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне. В перечне организаций, указанных в приложении к данному постановлению, отсутствуют организации, подведомственные администрации, что противоречил абз. 11 ст. 1 Закона о гражданской обороне.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах и не ставят под сомнение наличие в действиях администрации объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы жалобы о неправильной оценке доказательств по делу основаны на субъективном мнении, являются несостоятельными, не влекут отмену принятых по делу актов.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно, наказание назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. Правовых оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 июня 2023 г., решение судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия от 04 августа 2023г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях-оставить без изменения, жалобу представителя администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева