ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6277/2022 от 26.09.2022 Второго кассационного суда общей юрисдикции

Дело № 16-6277/2022

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 26 сентября 2022 года

Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Денисов Ю.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Анастасия» Сотниковой С.Д. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 01 июля 2021 года №11, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 31 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Анастасия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 01 июля 2021 года №11, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2021 года, решением судьи Московского городского суда от 31 марта 2022 года, ООО «Анастасия» (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Генеральный директор ООО «Анастасия» Сотникова С.Д. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанных актов.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения обществя. к административной ответственности) занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Статьей 424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Согласно частей 2 и 3 статьи 63 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, которые формируются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и уровень которых (без учета налога на добавленную стоимость) не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственного препарата, не превышающей зарегистрированной или перерегистрированной предельной отпускной цены производителя (на дату реализации лекарственного препарата производителем), и размера оптовой надбавки и (или) размера розничной надбавки, не превышающих соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают в сети "Интернет" информацию о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, об установленных в субъекте Российской Федерации предельных размерах оптовых надбавок и (или) предельных размерах розничных надбавок к установленным производителями лекарственных препаратов фактическим отпускным ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, установленных в субъекте Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок и налога на добавленную стоимость. Информация, предусмотренная настоящей частью, должна находиться также в аптечных организациях в доступной для всех заинтересованных лиц форме и обновляться по мере ее размещения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет".

Порядок осуществления государственной регистрации и перерегистрации устанавливаемых производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации

Так, пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 29 октября 2010 года №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (в ред. от 08 октября 2018 года) установлено, что реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. Протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов может быть создан в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц поставщика и покупателя.

Кроме того, вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 865 утверждена форма и порядок заполнения Протокола согласования цен к товарным накладным, которые в обязательном порядке содержат подпись уполномоченного лица, дату подписания протокола и печать организации розничной торговли, которые оформляются и хранятся исключительно на бумажных носителях.

Разъяснения по оформлению протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, также даны в письме Федеральной антимонопольной службы РФ от 26 февраля 2016 года № АК/11825/16, согласно которым, при отсутствии даты подписания протокола согласования цен, подписи и печати не представляется возможным определить, с какого момента и по какой цене реализовывался товар при поступлении аптечной организации от поставщика, что является грубым нарушением порядка ценообразования, данная информация входит в состав ценообразования, так как в ней отражается расчет на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Исходя из анализа вышеизложенных норм и требований, перечисленные обязательные требования являются единым регулируемым законодательством правоотношением, которое начинается с реализации производителем лекарственно препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и заканчивается реализацией лекарственного препарата конечному потребителю, в связи с чем, нарушения установленного порядка оформления протоколов согласования цен поставки лекарственных препаратов являются нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что снижает доступность лекарственной помощи гражданам и создает существенную угрозу жизни и здоровью людей, как особо охраняемому законом важнейшему приоритету государства.

Как следует из представленных материалов дела, 02 июня 2021 года в 12 час. 00 мин. сотрудниками прокуратуры ВАО г. Москвы была проведена проверка исполнения законодательства о ценообразовании на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в аптечном пункте ООО «Анастасия», расположенном по адресу: г. <адрес>

В результате этой проверки выявлено ненадлежащее оформление дополнительных страниц к протоколам согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖКВЛП, - на дополнительной странице к протоколу товарной накладной от 09 октября 2020 года № 8344688-30, поставщик АО НП «Катрен», отсутствуют: информация о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя, дата подписания, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью организации розничной торговли или электронной цифровой подписью, на дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 25 мая 2021 года № 21-0-2171860, поставщик ООО «ФК Гранд Капитал» отсутствует информация о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя, подпись уполномоченного лица, заверенная печатью организации розничной торговли или электронной цифровой подписью, что является нарушением порядка ценообразования лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

Таким образом, деяние ООО «Анастасия» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы об отсутствии вины общества в совершении данного правонарушения, т.к. ООО «Анастасия» не совершало действий по занижению регулируемой государством цены на лекарственные препараты, а также о том, что все необходимые документы у общества имелись в электронном виде, проверялись судебными инстанциями и были признаны неубедительными.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 названного Кодекса.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что обществом было допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования, что является объективной стороной состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в ненадлежащем оформлении дополнительных страниц к протоколам согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖКВЛП, - на дополнительной странице к протоколу товарной накладной от 09 октября 2020 года № 8344688-30, поставщик АО НП «Катрен», отсутствии: информации о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя, даты подписания, подписи уполномоченного лица, заверенной печатью организации розничной торговли или электронной цифровой подписи, на дополнительной странице к протоколу к универсальному передаточному документу от 25 мая 2021 года № 21-0-2171860, поставщик ООО «ФК Гранд Капитал» отсутствии информация о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя, подписи уполномоченного лица, заверенной печатью организации розничной торговли или электронной цифровой подписью,

Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств по делу само по себе не может служит основанием для отмены вступивших в законную силу постановлений.

Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.

Иные доводы жалобы не опровергают наличие в деянии ООО «Анастасия» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ООО «Анастасия» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

постановление заместителя руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 01 июля 2021 года №11, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 31 марта 2022 года, вынесенные в отношении ООО «Анастасия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Анастасия» Сотниковой С.Д. - без удовлетворения.

Судья

Второго кассационного суда

общей юрисдикции Ю.А. Денисов