ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6283/2021ПО от 20.09.2021 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16- 6283/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 20 сентября 2021г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Раднаевой Татьяны Борисовны, действующей на основании доверенности в интересах Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, от 15 марта 2021г. и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 апреля 2021г., вынесенные в отношении Министерства спорта и молодежной политики Республики Бурятия (далее- Минспорт РБ) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, от 15 марта 2021г., оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 апреля 2021г., Минспорта РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 21063 рубля 25 копеек.

В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Минспорта РФ настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Из положений ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Основанием привлечения Минспорта РБ к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ послужили выводы мирового судьи о нецелевом расходовании денежных средств республиканского бюджета в общей сумме 421265 рублей, направленных Минспорта РБ в 2019, 2020гг. на приобретение путевок в санаторно-оздоровительные лагеря для 27 детей (16,17 лет), не входящих в возрастную категорию от 7 до 15 лет.

Указанные обстоятельства были выявлены в ходе проведения Счетной палатой Республики Бурятия плановой камеральной проверки на предмет исполнения Минспортом РБ Закона Республики Бурятия «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия» в 2019,2020гг., по итогам которой составлены акт проверки от 18 февраля 2021г. и протокол об административном правонарушении от 20 февраля 2021г. по ст. 15.14 КоАП РФ.

Мировой судья пришел к выводу о том, что Минспорта РБ нарушило положения пунктов 1.4, 2.1 Порядка организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, проживающих на территории Республики Бурятия, за исключением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей неработающих граждан, чьи семьи признаны малоимущими, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 12 мая 2010г. N 175 (далее – Порядок от 12 мая 2010г. N 175), согласно которым путевки в организации отдыха детей и их оздоровления предоставляются детям, постоянно проживающим на территории Республики Бурятия, в возрасте от 7 до 15 лет (включительно) за счет средств республиканского бюджета.

С выводами мирового судьи согласился районный суд.

Выводы судебных инстанций вызывают сомнения, доводы жалобы заявителя о том, что целевая статья республиканского бюджета, по которой выделена Минспорту РБ субвенция (5550573080) на организацию и обеспечение отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, оздоровительных лагерях с дневным пребыванием и иных детских лагерях сезонного действия, не содержит возрастных ограничений указанной социальной категории детей (Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2018г. № 252-VI (ред. от 09.12.2019) "О республиканском бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"), заслуживают внимания.

Согласно ч.ч. 1,2,5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно пп. 24.3 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления, осуществления регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Из положений ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 N 124-ФЗ) следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время), разработка и утверждение списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, размещение его на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети "Интернет".

К тому же, в ст. 1 указанного Закона определено, что ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В соответствии с указанными положениями федеральных законов принят Закон Республики Бурятия от 7 июля 2006г. N 1751-III (ред. от 28.09.2020) "Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Республике Бурятия", не содержащий возрастных ограничений детей при осуществлении гарантий их прав согласно указанному Закону республики.

Отсутствуют ограничения прав ребенка и в Государственной программе Республики Бурятия «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики», утвержденной постановлением Правительства РБ от 29.12.2012 N 823.

Кроме того, Типовое положение о детском оздоровительном лагере предусматривает возраст для детей от 6 до 18 лет. Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017г. N 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» (приложение № 1) устанавливает возраст для приема в детский специализированный лагерь от 7 до 18 лет.

При таких условиях нет оснований полагать, что п.п. 1.4, 2.1 подзаконного акта - Порядка от 12 мая 2010г. N 175 об ограничении возраста детей в осуществлении гарантированных прав на отдых и оздоровление по сравнению с действующими правовыми актами, обладающими большей юридической силой, подлежат применению по настоящем делу.

К тому же, данные обстоятельства были предметом проверки органа государственного контроля. Так, в акте проверки Счетной палаты Республики Бурятия от 18 февраля 2021г. отмечено, что проверяющие должностные лица, ссылаясь на ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998г. N 124-ФЗ о правовом понятии ребенка (в возрасте до 18 лет), приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017г. N 656 и собственное выяснение оснований, по которым гарантированные права детей на отдых и оздоровление ограничены возрастной категорией при реализации субвенций республиканского бюджета более, чем это предусмотрено федеральным и республиканским законодательством, отметили ограничение доступности данного права для детей Республики Бурятия в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 7 лет и от 16 лет до 18 лет (л.д.33,34 т.1). Каких-либо обоснованных причин введенного ограничения гарантированных прав детей проверяющие не установили.

Приведенные обстоятельства не были приняты во внимание судебными инстанциями, несмотря на наличие акта проверки в материалах дела и последовательное заявление стороны защиты о том, что расходование субвенции из республиканского бюджета было произведено именно на несовершеннолетних детей, возраст которых позволяет им иметь гарантированные права на отдых и оздоровление в детских оздоровительных лагерях, правовых оснований для отказа в удовлетворении заявлений их родителей о предоставлении путевок у Минспорта РБ не имелось.

Такое рассмотрение дела не соответствует требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ об установлении всех существенных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств.

Учитывая изложенное, положения п.4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ, нет оснований признать обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, они подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Минспорта РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья

постановил:

жалобу защитника Раднаевой Т.Б. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия, от 15 марта 2021г. и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 13 апреля 2021г. отменить.

Производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья С.Н. Булычева