ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-629/2022 от 14.03.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ 16-629/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 14 марта 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу Ежкова А.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/79, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2021 года в отношении Ежкова Александра Валентиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/79, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 июня 2021 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2021 года, должностное лицо – начальник краевого государственного специализированного автономного учреждения «Дальневосточная база авиационной охраны лесов» (далее – КГСАУ «ДВ-авиабаза») Ежков А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, Ежков А.В. просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучение доводов жалобы, представленных материалов дела, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 8 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) закреплен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

По общему правилу государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, перечисленных в части 2.1 статьи 15 указанного закона.

К таким случаям часть 2.1 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ относит закупки, осуществляемые в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ), принятым бюджетным учреждением и размещенным до начала года в единой информационной системе (Положением о закупке).

Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными автономными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 82, 83 названного кодекса.

В силу части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные учреждения, указанные в части 2 данной статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и названным кодексом.

Управление лесами Правительства Хабаровского края (правопреемником которого впоследствии стал комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края, а в настоящее время –Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края) - орган исполнительной власти края, осуществляющий полномочия в области лесных отношений (пункт 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года №185-пр, действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года № 162-пр, действие которого прекращено изданием Правительства Хабаровского края постановления № 707-пр от 30 декабря 2021 года). В силу пункта 1.4 названного Положения управление лесами Правительства Хабаровского края осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 февраля 2011 года № 32-пр «Об автономных учреждениях Хабаровского края» создано КГСАУ «ДВ авиабаза», которое является некоммерческой организацией, созданной на неопределенный срок для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров, иного негативного воздействия, а также по защите и воспроизводству лесов. Учредителем является Хабаровский край, органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является управление лесами Правительства Хабаровского края. Учреждение выполняет государственное задание, установленное указанным органом в соответствии с видами деятельности, отнесенными Уставом к основной деятельности (пункты 1.3, 1.6, 2.2, 2.9 Устава).

Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его Уставе. Доходы, полученные от такой деятельности приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, указанных в пункте 2.3 Устава (пункт 2.11 Устава).

Как установлено по делу, на основании государственного задания на 2020, плановые 2021-2022 годы, утвержденного 12 февраля 2020 года заместителем начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, КГСАУ «ДВ авиабаза» определены объемы выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2020 год. 6 марта 2020 года между КГСАУ «ДВ авиабаза » и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор № 24 на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году.

В нарушение положений статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации указанная выше закупка проведена КГСАУ «ДВ авиабаза» без соблюдения требований Федерального закона №44-ФЗ у единственного исполнителя.

Осуществление закупки на основании положений Федерального закона № 223-ФЗ без соблюдения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, что свидетельствует о предоставлении индивидуальному предпринимателю Лучникову А.Н. преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) повлекло привлечение начальника КГСАУ «ДВ-авиабаза» Ежкова А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, с чем согласились судьи нижестоящих судов.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, подробный перечень и анализ которых приведен в постановлении административного органа и оспариваемых судебных актах, обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Выводы судей о наличии в действиях Ежкова А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ, мотивированы со ссылкой на исследованные доказательства и соответствуют правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы о неправильном применении по делу норм законодательства, регулирующего сложившиеся правоотношения, а именно ошибочном неприменении положений Федерального закона № 223-ФЗ, были предметом подробной оценки судей нижестоящих судов и обоснованно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.

Федеральным законом №223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе автономными учреждениями. При этом целями регулирования указанного закона являются, в частности, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, в том числе автономных учреждений, в товарах, работах, услугах, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд таких заказчиков.

Таким образом, Федеральный закон №223-ФЗ применим в том случае, когда закупка осуществляется для нужд самих поименованных в данном законе юридических лиц, включая автономные учреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) для автономного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности, формируется и утверждается учредителем государственное (муниципальное) задание.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

На основании статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано (часть 1). Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания (часть 2.1).

Таким образом, выполнение государственного задания автономным учреждением не может быть расценено как имеющее цель удовлетворение собственных нужд такого учреждения, поскольку обеспечивает публичные потребности (а не нужды самого автономного учреждения) и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели.

Следовательно, приняв решение выполнить государственное задание силами привлеченного третьего лица, действуя строго в пределах полномочий органа государственной власти, его создавшего, КГСАУ «ДВ авиабаза» было обязано при закупке услуг для целей выполнения государственного задания следовать установленным для публичного органа власти правилам, которые в силу части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации определяются исключительно Федеральным законом № 44-ФЗ.

При указанных обстоятельствах применение положений Федерального закона № 223-ФЗ при заключении 6 марта 2020 года договора № 24 на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушение лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году неправомерно.

С учетом изложенного, по делу сделан обоснованный вывод о том, что должностным лицом КГУП «ДВ авиабаза» нарушен порядок заключения указанного договора, поскольку закупка услуг у индивидуального предпринимателя Лучникова А.Н. в силу положений лесного законодательства и Федерального закона № 44-ФЗ могла быть осуществлена на основании соответствующего договора, заключенного лишь по результатам конкурсных процедур.

Порядок и срок давности привлечения Ежкова А.В. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Ежкову А.В. согласно санкции части 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными, оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 ноября 2020 года № 8-04/79, решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 29 июня 2021 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 22 сентября 2021 года в отношении Ежкова Александра Валентиновича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ежкова А.В. – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева