ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-6303/2022 от 31.08.2022 Шестого кассационного суда общей юрисдикции

УИД 18MS0019-01-2022-001643-91

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-6303/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 августа 2022 года город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Града» Кондратьева М.О. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 мая 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Града» (далее ООО «Града», общество),

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2022 года, ООО «Града» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор общества Кондратьев М.О. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, определенных законодательством Российской Федерации, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 6.1 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлена обязанность юридического лица располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений.

На основании части 6 статьи 6.1 названного Федерального закона юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 года № 913 утверждены Правила представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам уполномоченных органов государственной власти (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки представления юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных пунктом 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по запросам Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (ее территориальных органов).

Согласно пункту 4 названных Правил при получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса; сведения о бенефициарных владельцах представляются по состоянию на дату, указанную в запросе.

Как усматривается из представленных материалов, ООО «Града» в установленный срок – до 4 марта 2022 года не предоставило в Межрайонную ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике запрашиваемые сведения о бенефициарных владельцах юридического лица.

Фактические обстоятельства дела и вина ООО «Града» в совершении административного правонарушения подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; запросом о предоставлении документально подтвержденной информации, сведениями о направлении запроса, отчетом об отслеживании почтового отправления, почтовым извещением, уведомлением об обнаружении административного правонарушения, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, а также иными материалами дела, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 названного Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «Града» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Общество с ходатайством о продлении срока исполнения запроса в налоговой орган не обращалось. Какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали. Доказательства невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Таким образом, ООО «Града» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод судебных инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Доводы жалобы о не извещении общества о рассмотрение протокола об административном правонарушении являются несостоятельными, подлежат отклонению.

31 марта 2022 года Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике в адрес ООО «Града» было направлено уведомление о явке 18 апреля 2022 года в 09 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 12-14, 15).

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 42600669983094, указанное отправление получено обществом 7 апреля 2022 года.

В связи с чем, протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие законного представителя ООО «Града», извещенного надлежащим образом. Копия протокола об административном правонарушении направлена обществу в установленные сроки (л.д. 6-7).

Отказ в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения протокола об административном правонарушении в связи с командировкой директора общества, не влечет нарушение права общества на защиту при составлении протокола об административном правонарушении.

Административное наказание назначено обществу с учетом имущественного положения юридического лица, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей указанного кодекса.

Оснований для дальнейшего снижения размера назначенного наказания в виде административного штрафа, применения норм, предусмотренных статьей 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на что заявитель ссылается в своих жалобах, не имеется.

Доводы жалобы о прекращении производства по настоящему делу об административном правонарушении, ввиду привлечения директора общества Кондратьева М.О. к административной ответственности по тем же обстоятельствам, подлежат отклонению.

Согласно части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Судьей районного суда установлено, что по вышеуказанному факту неисполнения ООО «Града» обязанностей по представлению информации о своих бенефициарных владельцах по запросу налогового органа мировым судьей судебного участка № 6 Ленинского района г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2022 года вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях генерального директора ООО «Града» Кондратьева М.О. с назначением наказания в виде предупреждения.

Из текста постановления и обстоятельств совершенного правонарушения, а также из материалов дела не следует, что обществом, как юридическим лицом предприняты все зависящие от него меры, направленные на предотвращение совершения правонарушения.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у общества имелась объективная возможность для исполнения запроса в срок, которая не была реализована, что препятствует применению положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Доводы жалобы о наложении моратория на проведении проверок предприятий и предпринимателей в рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций до 31 декабря 2022 года подлежат отклонению, поскольку запрос Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике был сделан в рамках осуществления инспекцией предоставленных налоговым кодексом государственных контрольных полномочий.

Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление мирового судьи, рассмотренной судьей Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшиеся по делу судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановила:

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики от 4 мая 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Града», оставить без изменения, жалобу генерального директора Кондратьева М.О. - без удовлетворения.

Судья Л.А. Трескунова

Решение31.08.2022